Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Вернуться в родной город из столицы ей было предначертано судьбой

"Мы мечемся подчас по жизни, хватаемся то за одно, то за другое, пятое, десятое, ни в чем не успев дойти до сути. Страдаем оттого, что жизнь невыразимо коротка. Пытаемся разгадать предназначение человека, вселенский смысл его существования… В то время как до странности просто можно уверовать в ясные, земные цели: поставить дом, чтобы туда вселились люди, свершать добро, чтобы у человека теплело на сердце, растить детей, чтобы они продолжали твое дело. А это дело выбрать раз и навсегда, сказав себе: "Вот это дело моей жизни". И, выбрав, не отступать". Это слова Дмитрия Пронина, учителя, человека, которого в свое время называли курским Сухомлинским. Дмитрий Никитич преподавал и был директором школы № 1 города Обояни Курской области. Будучи человеком неординарным и разносторонним, он и учеников своих воспитывал такими же. Одна из них - Наталья Шелдунова, художественный руководитель Обоянского районного Дома народного творчества, стала гостем нашего номера.

Путь каждого человека заложен свыше

Дом народного творчества был похож на муравейник, в котором кипела жизнь, - где-то звучало фортепиано, где-то - пение. Наталья Семеновна, человек, отдавший более 20 лет культуре, сначала и вовсе отказывается от интервью. Но поддавшись на уговоры, женщина о себе рассказывает просто:

- Родилась я в Обояни, училась в школе № 1, где преподавал уникальный педагог, известный на всю Россию Дмитрий Пронин. Закончив Московский институт искусств и культуры, продолжила семейную традицию - вернулась в родной город и 20 лет проработала в библиотечном колледже, была и куратором, и заведующей отделением, последние годы - заместителем директора по воспитательной работе. Так получилось, что произошла реорганизация этого учебного заведения, и оно стало филиалом колледжа культуры. Тогда меня пригласили в Дом народного творчества, и я решила согласиться.

На вопрос, почему Дмитрия Пронина называли курским Сухомлинским, моя собеседница отвечает - он был уникальной, неординарной личностью, эрудитом, эстетом, скрипачом, художником, учителем от Бога да и просто прекрасным человеком.

Когда речь заходит о семейных традициях, Наталья Шелдунова замечает, что в Московском институте искусств и культуры училась ее мама. После окончания вуза она вернулась в родную Обоянь и всю жизнь трудилась в библиотечном колледже. 

Поступая в столичный вуз, на экзамене по иностранному языку Наталья Семеновна на чистом английском изрекла: "Поскольку моя мама закончила ваш институт, я тоже продолжаю эту традицию".

- Но ведь вы учились в другое время, - замечаю я, - не было желания остаться в столице и не возвращаться в провинцию?

- У меня на этот счет есть свое мнение, - отвечает моя собеседница. - Путь каждого человека заложен свыше. Как бы мы ни хотели, как бы ни старались, все прописано заранее. Можете считать меня фаталисткой, но, по всей видимости, это моя судьба, так было предначертано. Как в одной пословице говорится: "Где родился, там и пригодился". 

Почему нынче перестали петь?

Когда речь заходит о семье, в которой она выросла, Наталья Семеновна замечает, что она и не могла стать другим человеком, ведь с ранних лет ее окружали творческие люди. 

- Я очень часто приходила к маме на работу, - рассказывает Наталья, - что там говорить, я выросла в библиотечном колледже.  Да и дома у нас часто пели, а мой старший брат еще и на нескольких музыкальных инструментах играл. Я едва научилась говорить, как уже знала наизусть песни "Дорогая моя столица" и "Широка страна моя родная".

Тут у нас разговор заходит о том, что люди в последнее время перестали петь, тогда как раньше ни один праздник, застолье не обходились без душевной песни.

- В каком-то смысле это закон времени, - замечает моя собеседница, - да, сейчас это не модно и не актуально. Я часто говорю: если ребенок не видит своих родителей читающими, он никогда не будет любить книги. То же можно сказать и о пении - если не поют в семье, то ребенок вряд ли будет любить это занятие. Если мальчик не видит, как папа занимается ремонтом автомобиля, он никогда не будет разбираться в ремонте машин, и так далее.

Особо Наталья Шелдунова говорит о фольклоре. 

- В последнее время стало модным осовременивать русскую народную песню, - говорит  она, - это обезличивает ее, делает продуктом ширпотреба. Сейчас пришло время возвращения всего на свои места. Необходимо показать молодежи, доказать, что песня до "обработки" была намного лучше, красивее. Это позволит молодым людям понять, что такое русские корни. Когда выступают коллективы нашего Дома творчества, приезжают артисты Курской государственной филармонии, здесь их принимают очень радушно, молодежи очень нравится. Нужно только одно - каким-то образом заманить молодых людей на концерты, а дальше наступит момент понимания, ведь корни, нечто заложенное и сидящее глубоко в нас, обязательно откликнется, позовет.

Уникальные перестроечные годы

И как не поностальгировать и не вспомнить Москву почти тридцатилетней давности! 

- Это были уникальные перестроечные годы, - рассказывает Наталья Семеновна. - Я же поступила в институт в 1986 году. Это был период, когда вся страна жила одними убеждениями, и вдруг подул ветер перемен - наступила демократия, приоткрылся железный занавес, и в нашей жизни стали происходить события, поистине переворачивающие сознание! Представляете, здесь еще не знали о Зигмунде Фрейде, а у нас в институте его уже преподавали. В эти годы лучшие философы Москвы объединились и вместо атеистических речей стали вести со студентами беседы о Боге, вере. Попробуйте себе представить - в аудиторию заходит преподаватель и нам, выросшим в атеистических семьях, вдруг говорит: "А сейчас я буду говорить о Боге".

К слову, Наталье Шелдуновой удалось поучаствовать с другими московскими студентами в митингах, организовывавшихся в защиту Юрия  Лужкова и против Гавриила Попова.

- После этого я запретила своей дочери, которая в данный момент тоже учится в Москве, принимать участие в каких-либо демонстрациях и акциях протеста, - улыбаясь, замечает моя собеседница.  

Наталья стала свидетелем и такого печального события, как смерть Андрея Сахарова, академика, выдающегося физика, обладателя Нобелевской премии. Она вместе с сотнями столичных студентов была на похоронах ученого в декабре 1989 года. 

- Это было время, когда мы стояли ночь, чтобы пробиться на концерт "Наутилус Помпилиус" и Бориса Гребенщикова. В то время эти музыканты являлись представителями андеграунда и были популярны, - рассказывает моя собеседница, - помню, мы стояли в огромной очереди, чтобы взять автограф у Юрия Шевчука. А когда черед наш дошел, он нам сказал: "Я вам что, Алла Борисовна, что ли?!".

Как замечает Наталья, в этот период также в советских кинотеатрах появилось наконец-то американское и итальянское кино. 

- В 1990 году мы четыре часа стояли в очереди, чтобы взять билеты на "Однажды в Америке", незабвенный гангстерский шедевр Серджо Леоне, - вспоминает Наталья Семеновна, - причем, потом три часа сорок минут, а именно такова продолжительность фильма, у нас прошли "на одном дыхании". В этот период в театре появились и первые мюзиклы, вспомните, ведь "Юнона и Авось" только набирал обороты. МХАТ в это время ставил классику, но молодежь уже бежала к Марку Захарову - ведь принимать участие в его постановках было интереснее, в них имел место скрытый подтекст.

Это было время, которое вряд ли повторится, - вдруг отметила моя собеседница.

У современной молодежи много информации и столько же лени

Уловив мой вопросительно-удивленный взгляд, Наталья Семеновна спешит ответить.

- Потому что у современных молодых людей больше возможностей, информации и при этом много лени, - говорит женщина, - в мое время не было Интернета, и итальянский фильм можно было увидеть только в кино, при этом с большим трудом достав билет. А теперь его можно посмотреть в любом качестве, с любого браузера, да желания нет, потому что экшн отсутствует. Раньше люди стремились в кинотеатры, чтобы почерпнуть что-то для себя, а теперь - чтобы развлечься.

Современная молодежь, по мнению Натальи, очень интересная, хорошо разбирающаяся в информационных технологиях, но при этом располагающая неглубоким восприятием мира. Причина проста - огромный поток информации, который очень перегружает, причем ощущается это не только духовно, но и подчас физически. 

Еще одним минусом, мешающим современной молодежи развиваться, моя собеседница считает завышенную самооценку. Кстати, это качество зачастую в детях культивируют родители.

- С другой стороны, - уже завершая наш разговор, говорит Наталья Семеновна, - в Москве интересно в любое время. Все зависит от человека и того, что его увлекает. Моя дочь КВНщица, как и я в свое время была. Семейная династия продолжается. А другие ее ровесницы, например, предпочитают ночные клубы. Так что каждому свое.

Надежда Глазкова