Курск

общественно-политический еженедельник

12+

В поисках старого Курска

Десять веков стоит наш город над Тускарью. Десять столетий в нем живут, любят, радуются и печалятся, работают и отдыхают люди. Сколько событий происходит в нем каждый день? Сколько жизненных историй находят здесь кульминацию? И все, что случается здесь, - это память города, не всегда запечатленная, для кого-то незначительная, для кого-то - жизнеопределяющая.

Курск стремительно меняется. Вырастают целые кварталы новых домов, строятся торговые центры, открываются детские сады. Достаточно на полгода уехать из Курска, чтобы вернувшись, с трудом узнать иные его места. Изменения остановить невозможно, но так  хочется, чтобы сохранилось историческое наследие.

Познать душу города

О старом Курске мы говорим с журналисткой Ириной Чучеровой. Ирина Ивановна помнит город с 1943 года. Но по-настоящему она открыла Курск для себя в начале семидесятых, когда познакомилась со своим будущим мужем - ученым Владиславом Зубцом. Владислав Николаевич родился в Курске, но еще маленьким родители увезли его в Воронеж. Там он окончил геологический факультет университета и успел поездить с экспедициями по башкирским степям, делал изыскания и строил дороги в Магадане, к знаменитому винограднику Абрау Дюрсо, в Черноземье. Защитив диссертацию на звание кандидата технических наук в Москве, он приехал преподавать в Курский политехнический институт. Представьте себе, взрослый, уже состоявшийся человек приезжает в родной город, который не помнит, и открывает для себя удивительные вещи.

"Трудно поймать здесь лирический смысл, но он тут имеется несомненно…", - написал Владислав Николаевич о долине исчезающего Кура, захламленного мусором и старыми покрышками. "В поисках лирического смысла мы исходили все улицы и закоулки города, объехав его окрестности - Коренную пустынь, Стрелецкую степь, Воробьевку со старой усадьбой Афанасия Фета. Сам он скажет об этом так: "Мне захотелось познать "душу" города, и иногда казалось, что я ее понимаю. Мне кажется, что трудней и выше нет поэзии", - пишет Ирина Ивановна в своей книге "Птичье дерево моей памяти".

Тысячи отдельных впечатлений о городе слились в его единый невероятный образ, который Владислав Зубец сохранил не только в слове, но и в фотоснимках. Покуда Ирина и Владислав гуляли по Курску, их верным спутником был фотоаппарат.

"В руках хозяина он творил чудеса - выхватывал из окружающего самые интересные для истории города места: "реплики" стен бывшего пивоваренного завода, доживающие свой век домики с трогательными фиалками на подоконниках", - пишет Ирина Чучерова в "Птичьем дереве".

Больше тысячи фотографий и пленок увезли Ирина и Владислав с собой в Хабаровск, куда они переехали в 1976 году. И там, вдали от такого близкого и так проникшего в душу города, Владислав начал писать очерки о нем. Так родились на Дальнем Востоке две книги о Курске: "Где кистью трепетной. Курские мимолетности" и "Люби… Блюзы старого города".

Эти книги - не первый литературный опыт Владислава Николаевича. Как ни шути про физиков и лириков, а все же люди науки не так уж редко оказываются поэтами. Им была написана книга о Хабаровске - "Фазаньи перья" (лирический дневник алхимика) и "Течение Нижнего Амура" (повествование "в стиле блюз"). Подзаголовки интригуют, и читатель не будет обманут. В "Течении…" Владислав Зубец соединил научный отчет на основе дневниковых записей и лирическое осмысление различных экологических и философских проблем. Вместо того чтобы написать докторскую диссертацию, он создал научно-поэтический труд, изданный Академией наук. Главный ученый секретарь Дальневосточного отделения Российской Академии наук, академик Петр Горовой считал, что повествование "в стиле блюз" "не укладывается в рамки ни одного из традиционных литературных жанров". Потрясающей ритмизованной прозой писал Владислав Зубец и о Курске.

Чтобы память жила

Все четыре книги Ирина Ивановна издала после смерти мужа. Из  Владивостока вдова перебралась сначала в Воронеж, где ей удалось выпустить две дальневосточные книги супруга на деньги, что остались после продажи квартиры. Очередной жилищный обмен привел ее в Курск, где она поселилась в крохотной  квартирке. А деньги вновь ушли на издание книг.

- Я тогда была очень неопытным издателем, - говорит Ирина Ивановна.

Ей не пришло в голову опубликовать в этих книгах фотографии мужа. Но, может, оно и к лучшему. Оставшиеся до поры до времени без реализации снимки подвигли ее на написание собственной книги, в которой они будут опубликованы. "Птичье дерево моей памяти" сейчас готовится к изданию. А фотоснимки Владислава Зубца находятся на выставке в государственном архиве. Часть снимков Ирина Ивановна передала Краеведческому музею.

- Работа над книгой объединила многих хороших людей, - отмечает Ирина Ивановна.

Краеведы Юрий Озеров и Виктор Склярук помогли ей разобраться со снимками, подготовить их к выставке и публикации. Художник Владимир Раздобарин иллюстрировал книги Владислава Зубца. Помощь многих неравнодушных людей понадобилась и еще потребуется для того, чтобы издать книгу Ирины Чучеровой.

Сохранить для потомков

В Курске Ирина Ивановна могла бы приобрести жилье и получше, но в другом районе. Она же хотела непременно поселиться у парка Бородино. Ведь именно здесь прошло ее детство.

- У нас был рубленный деревянный дом в три окна с большими воротами и три тополя, - вспоминает Ирина Ивановна. - А эта часть улицы Радищева от Садовой до Северного рынка называлась Мясницкая. Так что я вернулась в родные пенаты. Я гуляю здесь по парку и в своем воображении вижу не хрущевскую пятиэтажку, а свои дом и сад. Хотя с того времени только пожарная часть сохранилась. В парке тогда было больше деревьев, бил фонтан, а немецкое кладбище стояло с крестами. Немцы здесь этим летом так аккуратно провели эксгумацию останков:  все огородили, чтобы не беспокоить курян, да и для того, чтобы никто не вмешивался в такой деликатный процесс. Теперь там только зеленая трава.  

Мало кто помнит, как улица Садовая некогда утопала в садах, соответствуя своему названию. И когда-то от мужской гимназии (ныне электроаппаратного завода) вниз к тому месту, где позднее открылся цирк, шел сад. Не осталось ничего и от госпитального парка, где строится сейчас городская больница №1. Развитие города, безусловно, требует нового подхода к благоустройству, но хотелось бы, чтобы скверов и парков было больше.

Проект создания общественно-делового центра "Курск-Сити", о котором говорят уже несколько лет и который был представлен в начале лета на Среднерусском экономическом форуме, остается весьма спорным. Размещение на месте курской крепости бизнес-центра, физкультурно-оздоровительного комплекса, отелей и торговых площадей многим курянам кажется кощунственным. Будет ли реализован проект, неизвестно, но Ирине Ивановне такие перемены даже представляются. Новостройки, не всегда удачно вписывающиеся в исторический центр, совсем не радуют ее.

- Это уже не Курск, уничтожается дух города, - говорит она.

Нет, Ирина Ивановна вовсе не спорит с тем, что нужно строить новое, ее душа болит за сохранение старого:

 - Нужно обязательно сберечь наши старые домики. Пусть не все, но можно же сохранить хоть несколько улиц - реставрировать, приспособить, провести воду и газ. Иначе наши потомки только из музеев смогут узнать о том, как жили предки. Вот, например, на улице Советской, около школы № 18, стоит двухэтажный особняк. Руководство школы и ветеран ВМФ, журналист и писатель Александр Харитановский,  автор книги "Господа офицеры" о нашем земляке, капитане миноносца "Стерегущий" Александре Сергееве, хотят организовать там музей морского флота. Экспонатов в школе накопилось уже достаточно. А вот разместить их негде. Старинное здание могло бы послужить в качестве музея.

Юрий Озеров обнаружил место, на котором находилась часовня Феодосия Печерского. Теперь в день памяти святого там проводится молебен, а накануне местечко очищают от мусора.

- Приглашают священника, проводят крестный ход, на который собираются около сотни человек, - рассказывает Ирина Ивановна. - И представьте себе, мы стоим: с одной стороны - бетонная стена, с другой - мчатся машины, заглушая пение хора. Почему бы не восстановить эту часовню? Ведь с именем святого неразрывно связана судьба города. А на улице Гайдара, где была табачная фабрика, стоял когда-то храм Господня Преображения (XVIII век). Теперь там осталась труба из старинного красного кирпича, возможно, из этого материала была сложена церковь. И недавно мы с друзьями сделали такое открытие - там кто-то установил покаянный  крест с табличкой, на которой написана краткая история церкви, и неизвестный автор от имени всех нас просит прощения у Бога. Как бы не пришлось жалеть и о других снесенных зданиях.

Юбилей города - прекрасный повод задуматься о его судьбе. Хочется, чтобы наш славный древний Курск, развиваясь, не терял своего исторического образа.

Мария КОНЕВА

Использованы фотографии Владислава Зубцах