Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Волю эмоциям

Я сижу в умиротворяющей атмосфере комнаты психологической разгрузки Главного управления МЧС России по Курской области, но расслабляться рано, рабочий день в самом разгаре. С интересом слушаю, как психолог Яна БЕЗРОДНАЯ отвечает на мои вопросы. Приятный голос, спокойные интонации, внимательные глаза, очаровательная улыбка. Если бы не строгая форма сотрудника МЧС и очевидная собранность и организованность Яны, нельзя было бы догадаться о том, что она является руководителем психологической службы, старшим психологом-инспектором главного управления.

Экстренное реагирование

В 2012 году в Главном управлении  МЧС России по Курской области была создана объединенная психологическая служба, специалисты которой должны круглосуточно дежурить в составе оперативной дежурной смены Центра управления в кризисных ситуациях. Психологи занимаются экстренным реагированием: выезжают на происшествия и оказывают помощь населению через службу "112". Во время чрезвычайных ситуаций совместно трудятся специалисты различных ведомств: центра медицины катастроф, УМВД, ГО и ЧС города Курска, лечебных учреждений. Специалисты-психологи МЧС выезжают на пожары, дорожно-транспортные происшествия и другие внештатные ситуации. Они работают с пострадавшими и их родственниками, близкими погибших.  То, что подобная служба эффективна и востребована, подтверждает статистика: в течение прошлого года к помощи психологов по телефону "112" обратились 750 курян.

- Яна, расскажите, кто чаще всего обращается в службу по телефону "112" и каковы причины, побуждающие людей искать отклик в сотрудниках МЧС?

- В основном это люди от 35 до 50 лет с самыми разными проблемами: начиная от семейных неурядиц, личных взаимоотношений и заканчивая желанием покончить жизнь самоубийством. 

Так уж есть, что российский менталитет при возникающих стрессовых ситуациях предполагает поделиться проблемами с друзьями, наесться сладкого или, наоборот, выпить и забыться. А вот набрать номер  "112" и позвать к телефону психолога в большинстве случаев граждан заставляет  чувство одиночества, собственной ненужности. Оно столь острое, что людям кажется, будто окружающий мир только обрадуется, если их не станет. Мы стараемся вывести людей на эмоции, так легче разобраться с возникшей проблемой.

Если человек позвонил по телефону "112" и говорит, что хочет покончить с собой, значит, у него уже есть сомнения по поводу этого поступка. Звонят иногда в нетрезвом состоянии  (чаще всего суицид для них - это средство выйти из критического положения). В таком случае человеку нужны разговор, понимание, участие, сочувствие. Он видит только один выход - смерть, а мы стараемся помочь найти другие варианты решения. В процессе разговора к желанию покончить жизнь самоубийством уже не возвращаемся. На следующий день нас благодарят за помощь. В моей практике был случай, когда мы с женщиной обсуждали ее предполагаемое самоубийство, причем детально: как она будет это делать, где. Ей нужно было это проговорить. Потом в процессе беседы выяснилось, что недоделаны какие-то дела. У нее оставалась еще целая неделя. Мы договорились, что через неделю она еще раз позвонит. Но женщина позвонила уже на следующий день. Накануне она была в состоянии легкого опьянения. На трезвую голову обсудила со мной, как решить ее проблему, уже не собираясь покончить с собой.

- За пару минут очень трудно понять, что с человеком и какая ему нужна помощь. Разговоры, наверное, длятся долго?

- Бывает по-разному. Самый долгий разговор у меня длился 50 минут. Женщина сначала плакала, безуспешно пытаясь успокоиться, а я ей советовала наоборот: "Дайте выход эмоциям". Потом она в подробностях рассказывала, с чем связана критическая ситуация. А когда эмоции прошли, она сама начала искать решение, надо было лишь задать уточняющие вопросы. К исходу разговора она точно знала, что ей делать.

- Имеете ли вы право давать конкретные советы?

- Иногда к нам обращаются именно за советом. У нашего дежурного психолога был случай, когда мужчина просил консультацию в разрешении непростой ситуации с приемным сыном. Ребенка взяли в семью уже в сознательном возрасте. Когда мальчик подрос, стал поздно приходить с прогулок, не отвечал на вопросы. Отец боялся, что если с ним поговорит спокойно, скажет, что не сердится и прощает, то сын подумает, что ему все дозволено. Наш психолог дал мужчине советы о том, как правильно поступить.

- Понятно, что в жизни каждого человека бывают сложные моменты, в которых трудно разобраться самому. Можно ли как-то уберечь себя от негативного воздействия на психику?

- К сожалению, сегодня в обществе много агрессии, особенно это заметно в крупных городах. Курск - не мегаполис, у нас более спокойная обстановка, однако состояние агрессии все равно присутствует. Всех поразил случай, когда в Москве сотрудник пришел на работу и расстрелял своих коллег. У нас, к счастью, такого не было. Но люди, особенно пьющие,  чтобы снять с себя психологическую нагрузку, могут поднять руку на своих близких или нанести вред самим себе.

Раньше я замечала у людей чувства вины и обиды, сейчас в большинстве случаев - агрессия. Чаще всего она выплескивается на вербальном уровне - ненормативная лексика, ругань, крик. Человек не может справиться со своим состоянием, он звонит, ругается, выговаривается и ему становится легче. Если объект агрессии не находится рядом и позвонить или прийти к нему возможности нет, люди обращаются к нам. А уже избавившись от накопившегося негатива, они успокаиваются и стараются посмотреть на ситуацию со стороны.

Советую всем говорить о своих эмоциях и переживаниях открыто, не пытаясь завуалировать чувства какими-то фразами, поведением. Нужно честно и  искренне рассказывать о своей проблеме, поплакать, если хочется плакать, покричать, если хочется кричать. Только выплеснув эмоции и успокоившись, человек может мыслить и действовать рационально. 

Спасателям помогут психологи

Комната психологической разгрузки, в которой беседуем мы с Яной, оснащена всем необходимым оборудованием. Вибромассажные кресла, длинные колбы, в которые набирается вода, светят по всей длине различными цветами, отражаясь в стоящих позади них зеркалах. На черном экране появляется звездное небо. В темноте на потолке и стенах меняют цвет и форму световые фигурки.

- У каждого прибора есть своя динамика работы, - объясняет Яна. - Выбор ее зависит от того, как нужно повлиять на эмоциональное состояние - вывести из дремоты, чтобы человек пришел в работоспособность, или наоборот, снять перевозбуждение. Когда случается происшествие, круглосуточно идут сбор и уточнение информации, работа со всеми службами, контроль, отчеты. Сотрудники заняты целые сутки. Мы рекомендуем им на 15-20 минут прийти в комнату психологической разгрузки или на беседу, или на сеанс релаксации, на массаж в вибромассажном кресле. Как правило, специалисты приходят в каждое дежурство.

Это уже шестая комната психологической разгрузки в нашем ведомстве.  Начальник ГУ Василий Зубков развивает нашу службу, дает возможности, финансирование, оборудование. 

Мы проводим различные тренинги, начиная от посвященных личностному росту и самооценке до выявляющих отношения в группе и помогающих новым специалистам влиться в коллектив. Проводим групповые и индивидуальные занятия, консультирование. Чаще всего люди выбирают индивидуальные занятия, рассказывают о проблемах, о том, что их беспокоит, наедине с психологом, а не в присутствии коллег. Также мы проводим диагностические мероприятия: изучаем, насколько человек психологически устойчив к своим должностным обязанностям. Профессиональная деформация личности, эмоциональное выгорание - эти синдромы имеются у всех. Наша задача - выяснить, в какой степени это мешает в жизни. Мы делаем заключения, даем рекомендации, создаем программу психологической коррекции и профилактики в зависимости от эмоционального состояния.

Летом 2010 года наши спасатели выезжали на пожары в Московскую, Рязанскую, Воронежскую области. Когда они вернулись, с ними проводили реабилитационные мероприятия: они проходили дополнительную медкомиссию, диагностику, отдыхали в санатории. Ни один из 91 человека не попал в группу психологической коррекции. У них наблюдались эмоциональная усталость, притупление эмоций от физической усталости. Но это свойственно каждому. Я горжусь, что у нас такие стрессоустойчивые ребята.

- Яна, сейчас в главном управлении трудятся десять психологов. А принимают ли к вам на работу тех, кто только окончил университет?

- У нас есть как те, кто пришел со студенческой скамьи, так и сотрудники со стажем, но их опыт разнится с нашей спецификой. Оказывать помощь в экстренных ситуациях в вузах не учат. Чтобы стать настоящими профессионалами в МЧС, психологи работают над собой, учатся правильно организовывать свою работу на происшествиях. 

Кроме того, у каждого психолога есть своя жизнь, свои потери, тревоги, опасения. Бывает, что на происшествии специалист сталкивается с той ситуацией, которая была у него самого. Мы учитываем это, и, отправляя на подобное задание, я спрашиваю у психолога, справится ли он. 

Я сторонник того, что всегда в работе и в жизни нужно находить позитивные стороны, если нет - надо что-то менять. Человек остается человеком тогда, когда у него есть цель. И кстати, от психологического состояния зависит и физическое здоровье. Наши болезни зачастую возникают от того, что мы чересчур сдерживаем эмоции. 

Мария КОНЕВА