Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Цирк в жизни курян

После окончания учебного заведения перед моим отцом встала задача выбора места работы. Была возможность уехать на кожевенные заводы в Ташкент, Минск, но он выбрал Курск. Сказались корни его предков, уходящие в тульские и орловские земли. Близость города к этим краям и определила желание работать на кожевенном заводе имени Серегина.

Курск в начале 30-х годов прошлого века совсем не был промышленным центром. Достаточно сказать, что кожевенный завод был крупнейшим в городе предприятием. Кроме него, здесь работали еще два.

Одним словом, старинный город мог похвастаться своими былыми ярмарками, купеческим братством и торговыми оборотами. А там, где проходили ярмарки, устраивались праздничные увеселения, всегда было много балаганов, народных театров, наконец, цирков. Столичная газета "Северная пчела" 6 февраля 1841 года, описывая гулянья в Санкт-Петербурге, с досадой писала, что на этот раз отсутствовали популярные балаганы Лемана, Робба, Пациани, спрашивала: "Где они?" - и сама отвечала: "Улетели на юг, они теперь в Курске, Харькове, в Одессе".

Куряне были издавна избалованы народными зрелищами с зазывающими на яркие представления с балаганных балконов дедами или паяцами. Из губернского Курска вся империя узнала о феноменальном цирковом успехе курянки Мавры Родионовой, родившейся без рук и ног. На представлениях в балаганах она вязала ртом кружева, низала на нить бисер.

В прошлом на Георгиевской площади в Курске обычно воздвигались балаганы для цирковых представлений.

В 1899 году сбежавшая из Свято-Троицкого женского монастыря в Курске Надежда Плевицкая, будущая яркая звезда русской эстрады, полная восхищения от цирковых представлений, устроилась в театр-балаган "Народного театра Заикина" на Георгиевской площади.

В самом начале прошлого века здесь побывали знаменитые цирки К. Патти, А. Чинизелли. Куряне тогда наслаждались искусством дрессировщика зверей Владимира Дурова. Когда на Георгиевской площади в 1905 году в шапито гастролировал знаменитый борец Иван Поддубный, то с раннего утра у касс толпился курский народ.

Видя горячее внимание курской публики к цирковым представлениям, предприниматель Григорий Соббот обратился в 1907 году в строительное отделение Курского губернского правления за разрешением на постройку в восточной части Георгиевской площади здания зимнего цирка под деревянной крышей. Здание балаганного типа быстро построили, и в нем ряд лет проходили цирковые представления.

Летом 1911 года это здание снесли. Курск перебивался летними шатрами шапито, и только в середине двадцатых годов был разработан проект временного деревянного цирка известных в стране братьев Танти. Его открыли в мае 1926 года в нижней части бывшей Георгиевской площади, которая с 1918 года стала называться Пролетарской.

С 1926 по 1928 год в этом цирке выступали замечательные советские цирковые артисты: иллюзионист Эмиль Кио, клоуны Бим и Бом, шут-сатирик Виталий Лазаренко, воздушные гимнасты "Четыре черта", борец Клеменс Буль.

В этом здании, вмещавшем свыше 700 зрителей, ежегодно проходили чемпионаты по французской борьбе под руководством арбитра "дяди Вани" (И.В. Лебедева). Здесь Иван Шемякин получил приз, победив очень сильных борцов Вейланда и Шульца.

С созданием Центрально-Черноземной области и ликвидацией Курской губернии Курск превратился в районный центр, что вызвало понижение культурного уровня города. В него реже стали приезжать театральные труппы и цирковые группы.

Мои родители приехали в Курск в 1931 году, в разгар голода. Я всегда удивлялся их любви к цирковому искусству. Отец учился в Москве и мог видеть цирковые представления, но мать, прожившая молодые годы в небольшом русском городке Ефремове, куда вряд ли мог заехать солидный цирк, обожала цирковое искусство. Строительство государственного стационарного цирка началось в 1936 году. Для него сначала было выбрано место, где ныне находится жилой дом на Красной площади. Бывший Знаменский собор тогда приспосабливали под кинотеатр "Октябрь". Местные власти здесь хотели создать некий культурный центр. Но позже место для строящегося цирка определили  там, где ныне стоит здание Дома связи.

Проект здания цирка разработали молодые курские архитекторы П.И. Лазаренко и А.П. Зубов.

Здание сооружалось в самые короткие сроки при нехватке многих строительных материалов. Пришлось срочно разбирать рядом расположенные старинные церкви святителя Николая (что в торгу) и святых Флора и Лавра, а кирпич от разборки их стен тут же отправлять на возведение зрелищного предприятия.

29 ноября 1937 года на Красной площади был открыт цирк на 1217 мест. Он стал одним из лучших в то время в СССР, хотя место на центральной площади было выбрано явно неудачно из эстетических соображений.

Мои родители в новом цирке не пропускали представления гастролирующих по стране коллективов. Меня всегда брали с собой. Конечно, блистательные выступления прославленного Виталия Лазаренко я не запомнил, но в моей памяти хорошо запечатлен Борис Эдер, всегда открывавший новый номер программы. Помню, я боялся огромных слонов, особенно когда мы сидели близко к арене.

Все второе отделение представления в довоенном цирке отдавалось борцам. Они небольшой колонной под знаменитый марш выходили на арену. Я хорошо запомнил такую колонну, во главе которой шел великан казах Абдурахманов. Она сделала почетный круг, и борцы парами приступили к вольной борьбе.

Во время оккупации города фашисты не пощадили здание цирка и сожгли его.

В первые послевоенные годы летом в Пролетарском сквере вновь появились шатры шапито. В начале 50-х годов они размещались на месте жилого дома 2/4 на Красной площади, а позже на площади Добролюбова.

Будучи заместителем председателя Курского горсовета, мой отец старался ставить вопрос о ходатайстве перед Правительством РСФСР о строительстве цирка в Курске. Позже, работая председателем горплана, из года в год готовил справки для обкома КПСС, который добивался перед правительством сооружения в областном центре здания цирка. Наконец город Курск попал в список ЦК КПСС и Совета Министров СССР на возведение в ряде городов страны новых цирковых зданий по типовым проектам.

Надо отдать должное главному архитектору города Вадиму  Кремлеву, который вместе с другими курскими архитекторами нашел и определил великолепное место для размещения циркового комплекса. Над его привязкой и благоустройством площади, позже названной площадью Советов, плодотворно потрудился Заслуженный архитектор РСФСР Марк  Теплицкий.

Цирк начали строить в апреле 1969 года на месте бывшей городской железнодорожной станции Курск-2, для чего снесли небольшое здание вокзала и все железнодорожное хозяйство, включая рельсы и стрелочное оборудование.

Проект здания был разработан во Всесоюзном научно-исследовательском институте зрелищных зданий и рассчитан на 2000 мест.

Активную роль в строительстве и решении интерьеров сыграл институт «Курскгражданпроект» и предприятия города. Одновременно велось благоустройство территории бывшей железнодорожной станции. Сказалось желание местных властей сдать комплекс в эксплуатацию досрочно к 100-летию В.И. Ленина, но открытие цирка состоялось 5 ноября 1971 года, да и то с большими неполадками и недоделками (по акту их насчитывалось 125).

5 ноября 1971 года для строителей города было дано первое представление в новом цирке. На открытии  выступал коллектив «Веселая арена» (руководитель В.А. Владимиров).

6 ноября, накануне праздника Октябрьской революции, я оказался с будущей женой на втором представлении в цирке, где на арене выступал тот же коллектив, что и при открытии, а зрителей смешил великолепный клоун Рудольф Изатулин.

В 70-90-х годах курский зритель перевидал здесь многих выдающихся артистов советского и российского цирков, в том числе Народную артистку СССР И.И. Бугримову, солнечного клоуна O.K. Попова, Л.B. Шевченко и других. В цирке в разные годы выступали  труппы из союзных республик и стран народной демократии.

Первый тревожный звонок прозвучал в 1990 году, когда во время работы на манеже ремонтной бригады возник пожар, нанесший ущерб зрительному залу. 14 декабря 1996 года во время репетиции конной труппы Кантемировых произошел крупнейший в городе пожар, в результате которого цирк вышел из эксплуатации на 15 лет.

По результатам технического обследования была выявлена возможность восстановления цирка без демонтажа основных его конструкций. Одновременно возникла необходимость в значительной реконструкции здания и приведении планировочных решений к требованиям современных норм. К тому же изменился и сам подход к организации цирковых представлений. В общем, хотя и на старой основе, но все в цирке должно было быть обновлено. Во второй половине первого десятилетия XXI века в здании велись строительные работы. Проект реконструкции Курского государственного цирка разработали в ГОУ "Курскгражданпроект" архитекторы Иван Брагин и Виктор Семенихин. Главным инженером проекта назначили Лидию Шумакову.

В ноябре 2011 года цирк дал свои первые представления. 

В ходе реконструкции велось строительство пожарного резервуара, дизельэлектрической станции аварийного освещения, инженерных сетей, подсобно-вспомогательных помещений.

Осенью 2011 года началось строительство пятиэтажного здания гостиницы, которая войдет составной частью в цирковой комплекс.

По своим планировочным решениям, техническому оснащению, комфортности нынешний курский цирк стал одним из лучших в России и, пожалуй, в Европе. 

Куряне воздали должное заслугам двух знаменитых клоунов советской эпохи - Михаила Шуйдина и Юрия Никулина, поставив им перед главным входом в цирк бронзовый памятник.

Владимир СТЕПАНОВ