Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Так пусть же каждый из курян посмотрит пьесу "Дон Жуан"!

Пора каникул, а также отпусков позади, а это значит, что один за другим свои сезоны откроют наши театры. И Курский областной имени Пушкина уже встретился со своим зрителем, порадовав его бессмертной комедией классика Жана-Батиста Мольера "Дон Жуан" в постановке уже знакомого курским театралам приглашенного режиссера Сергея Коромщикова.

Думаю, не одну меня всегда немного настораживало известие о том, что на сцене театра ставится классическое произведение. Во-первых, потому что несчастную классику очень любят осовременивать, превращая ее в нечто ужасное и зачастую понятное лишь избранным, во-вторых, встречаются случаи, когда режиссер, напротив, ставя спектакль, следует за автором по пятам, но современной публике это, увы, по каким-то причинам неинтересно. Что ж, выходит так, что в данной ситуации важна золотая середина, которую, на мой взгляд, режиссер-постановщик Сергей Коромщиков нашел. 

Дело в том, что уже давно знакомую историю он представил как некий фарс, ожившую картину из прошлого, разыгранную современными людьми. Он делает акцент на это с начала спектакля, когда на сцену выходят парни во вполне современных одеждах и неспеша монтируют последние декорации. То же выдают и костюмы некоторых персонажей, например, слуги Дона Жуана Сганареля (Александра Швачунова, Заслуженного артиста России), на котором вполне современные джинсы, футболка и вдруг вместе с ней обувь и жилет времен Мольера. Сначала это кажется странным и даже немного напрягает, но в какой-то момент вдруг приходит понимание - да, что ни говори, а времена-то всегда одинаковые и проблемы, возникающие у людей, одни и те же - будь то в XVI или XXI веке! 

А мизансцена, в которой Дон Жуан (Андрей Колобинин) соблазняет сразу двух дамочек-крестьянок Шарлотту (Людмилу Акимову) и ее тетушку Матюрину (Марию Нестерову), а потом созерцает, как они дерутся из-за него, вовсе кажется вполне современной! Сейчас из-за мужчин и не такие страсти бушуют! Вот только имеется одна проблема - предмет обожания зачастую таких жертв попросту недостоин. 

Кстати, сразу хотелось бы обратить внимание на работу Александра Кузнецова, художника-постановщика спектакля. Один из предметов его сценографии вызвал истинное восхищение и вполне выдал сущность главного героя - повозка. Эдакий "джентльменский набор" на колесах, который в зависимости от ситуации превращается то в площадку для пикника, то в уютное ложе, а то в экипаж, несущийся по кругу.

Безусловно, без достойной, искрометной игры актеров зрителю вряд ли удалось бы это понять. Очень хотелось отметить Александра Швачунова, он не просто играет Сганареля, он купается в этой роли, живет на сцене. Чувствуется, что ему не по нраву то, что делает его господин, он даже осуждает его за это, пусть и за спиной у Дона Жуана, но он всего лишь слуга… Поэтому, когда наступает момент, подает ему кольцо для очередной влюбленной дурочки и преобразует экипаж в кровать. Да, он осуждает своего господина, но вместе с тем и тревожится за него, ведь Дон Жуан ни во что не верит. Сганарель даже пытается как-то по-своему доказать Жуану - все равно должно в жизни человека быть что-то святое!

Что же касается главного героя, то артист Андрей Колобинин был очень точен, выстраивая образ подлеца, у которого не дрогнул ни один мускул, когда родной отец (Валерий Егоров, Народный артист России) проклинал его, когда брошенная, плачущая очередная жена Эльвира (Ольга Легонькая) заявляет ему: "Если небеса не накажут тебя, бойся гнева оскорбленной женщины!", он даже почти не испуган, когда памятник (Виктор Зорькин, Заслуженный артист России) с могилы убитого им командора соглашается придти к нему на ужин. Его покоробило только одно - как-то он увидел влюбленную пару и настолько позавидовал их чувству, что решил непременно разрушить эту гармонию. А по-другому, он, увы, не может, ведь столько лет этот человек, прикрываясь лучшими намерениями и красивыми словами, только и делал, что разрушал. Кстати, именно поэтому художником-постановщиком на переднем краю сцены было помещено несколько могильных крестов, словно символов тех жизней, которые Дон Жуан разрушил.

Завершая, отмечу, что сразу после премьеры труппа нашего театра покинет Курск и поедет в Москву - на обменные гастроли с Малым театром. Столичные актеры на сцене Курского драматического театра представят не только заявленные спектакли, но и проведут на Малой сцене творческий вечер Владимира Носика, Заслуженного артиста РФ.