Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Чтобы заметить и понять!

"У этого театра нет официального статуса и крыши над головой, но есть спектакли, которые потрясают даже искушенных театралов. Актеры говорят на языке, который известен не каждому, однако публика все понимает. Это язык жестов, ведь актеры почти не слышат. Их творчество вызывает шок и удивление. Жест, оказывается, бывает красноречивее слов"…

Так о театре "Синематографъ" отзываются столичные журналисты. Но, как говорится, лучше сто раз увидеть, поэтому, когда слабослышащие актеры приехали в наш город, мы поспешили встретиться с ними и их руководителем Ириной Кучеренко.

Ирина Владимировна на вопрос о том, кем она является для "Синематографа", с юмором отвечает: "Всем. И грузчиком, и директором, и продюсером, и бухгалтером".

Искренне хочется добавить "ангелом-хранителем", ведь были и такие времена, когда ребята жили у нее в квартире, потому что им не то что на жилье, на еду не хватало средств.

- Надо быть просто сумасшедшим человеком, чтобы создать театр слабослышащих, - замечает Ирина. - Это абсолютно неприбыльное дело, почти обреченное на провал в нашей стране.

А началось все с того, что Ирине Кучеренко понадобились для организации одного фестиваля актеры-инвалиды, на поиски которых она отправилась в Московский государственный специализированный институт искусств, где и познакомилась с курсом Михаила Симакова, профессора Щукинского училища. С тех пор у нее завязалась дружба, а затем и сотрудничество с Настей Несчастновой, Ольгой Мельниковой, Максимом Тиуновым, Алексеем Знаменским, а позже в небольшую труппу "влилась" и Маша Румянцева.

Как оказалось, в столице в 60-х годах был открыт единственный в СССР жестовый театр со слабослышащими актерами. А кадры для него готовили преподаватели знаменитой "Щуки", которые и создали специальную методику обучения глухих актерскому мастерству.

- В нашей стране для инвалидов существует специальная форма обучения. На мой взгляд, это неправильно, - говорит Ирина Владимировна. - Во всем мире люди с ограниченными возможностями учатся и работают вместе со всеми и не чувствуют себя вне общества. У нас же они с самого детства находятся в искусственной среде: сначала это интернат, потом училище или, как в нашем случае, институт. Они учатся, варятся в собственном соку, а потом их выпускают в большую жизнь. Позже они  понимают, что неконкурентоспособны, и просто живут на пенсию - вот такое пассивное существование.

Жестовый театр закрылся, а слабослышащих актеров театра и кино продолжали учить и выпускать.

 - К нам на спектакли приходят глухие люди и с благодарностью говорят: "Мы впервые в жизни были в театре!" - рассказывает Ирина Кучеренко.

Несмотря на проблемы, а их было очень много, "Синематографъ" существует уже шесть лет и за это время два раза был участником  и лауреатом международного театрального фестиваля "ВITIEI" в Кишиневе, четыре раза гастролировал в Санкт-Петербурге. Сейчас находится в гастрольном турне по стране и собирается в ближайшее время в Словакию. Кроме того, ребят отлично знают в Интернете по их клипам, сделанным в жанре жестовой песни, актеров неоднократно приглашали известные каналы телевидения: "Первый", "Россия", "Культура", на "СТС" о них даже сняли программу "История в деталях".

А Максим и Алексей снялись в фильме "Шапито-шоу", ставшем открытием 33-го Международного Московского кинофестиваля и названным критиками одним из лучших российских фильмов последних двадцати лет.

- Мы все время в тонусе, - говорит руководитель и создатель "Снематографа", - потому что все наши спектакли финансируются благодаря тем грантам, что мы выигрываем. А иначе никак, ведь на те 250 тысяч в год, что нам выделяет государство, существовать просто невозможно. Только декорации для спектакля по песням Владимира Высоцкого "Пошли мне, Господь, второго" стоили 150 тысяч. Плюс костюмы, аренда помещения, зарплата ребятам, ведь у некоторых уже есть семьи, дети. Порой нам даже репетировать негде. Чтобы увеличить наше содержание, я написала в министерство культуры письмо с просьбой придать нам статус "Народного", а его дают самодеятельным коллективам, и получила отказ. Мы, оказывается, этого недостойны, потому что актеры наши слабослышащие.

Успех "Синематографа" - это результат кропотливого труда. С ребятами работают слышащие режиссеры, а чтобы "пробиться" в мир глухих, нужно время, которого, увы, хватает не всегда: министерство культуры ставит театр в жесткие временные рамки.

- Мы постоянно экспериментируем, - рассказывает Ирина Владимировна. - Например, жестовая песня - жанр, на основе которого построен спектакль по песням Владимира Высоцкого, очень известен в Америке, но совершенно забыт у нас.

Кстати, Ирине Кучеренко пришлось лично просить разрешения у Никиты Высоцкого использовать в постановке стихи и песни Владимира Семеновича о войне. И результат оказался потрясающим: благодаря пластике языка жестов, до боли знакомые строки открываются зрителям с другой стороны.

Постепенно "Синематографъ" стал ставить драматические спектакли, причем по произведениям, которые не всякий режиссер решится поставить со слышащими актерами: "Двойник" Фридриха Дюрренматта, "Записки сумасшедшего" по Николаю Гоголю, "Вдовы" Славомира Мрожека.

- Дело в том, что глухие видят этот мир немного иначе, поэтому перед постановщиком стоит непростая задача, - замечает Ирина, - например, они могут не услышать режиссера, но никогда ему в этом не признаться.

Единственное, что успокаивает Ирину Владимировну и ребят - это то, что их театр не просто популярный, он еще и заставляет людей интересоваться миром инвалидов.

- У большинства наших зрителей после спектакля возникает желание выучить язык жестов, чтобы не только заметить, но и понять этих людей из другого мира, - отметила в конце нашего разговора Ирина.