Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Молодо - не всегда значит зелено

Опыт или молодость? Азарт или здравая оценка? Бесшабашность или педантичность? Такое противостояние происходит повсеместно там, где идет смена поколений. И на эти вопросы нет однозначного ответа. Где-то важнее свежесть мысли, а где-то четкое понимание всего и вся без каких-либо намеков на пренебрежительное отношение. Одно можно сказать точно - сплав молодости и опыта чаще дает нужный результат, нежели эгоистичное личностное направление. Всем есть чему учиться.

Курский драматический театр имени А.С. Пушкина движется в этом направлении. 1 декабря на его сцене состоится премьера спектакля молодого питерского режиссера Игнатия КИРИЛЛОВА "Красавица Снежана", для которого эта постановка станет дебютом на большой сцене. Попал он к нам неслучайно. В процессе обучения в Театральной академии ему нужно поставить полноценный спектакль. Он разослал свое резюме во многие театры России, и ответ не заставил себя долго ждать. С молодым человеком связались представители из Курска и предложили ему ставить пьесу Владимира Попова "Красавица Снежана", на что он незамедлительно ответил: "Да".

- Расскажи, как ты попал в театр?

- Родители сказали, что нужно идти учиться. Они буквально привели меня за руку, потому что я не сильно хотел начинать обучение. Но они сразу мне сказали, что я выберу то, что сам захочу. Так и выбрал. Сейчас я полностью сосредоточен на театре. Но если честно, то меня можно назвать театральным ребенком. Мои родители часто водили меня на спектакли, потому что не хотели оставлять одного дома. Так и началось мое знакомство.

- Есть желание посвятить театру всю жизнь?

- Меня как-то и не спрашивают. Говорят, что у меня многое получается.

- С какими трудностями сталкиваешься в роли молодого режиссера?

- Как и у любого режиссера, мой главный инструмент - артисты. А все они разные люди. У каждого в голове свои мысли. Но больше всего меня раздражает апелляция к опыту. Когда актер уверен, что без каких-либо усилий сможет сделать все правильно. А это не всегда так. Один известный артист, с которым приходилось работать, как-то сказал мне: "Слушай, каждый раз, когда я приступаю к новому спектаклю, то ничего не умею". Нужно всегда многому учиться заново, иначе становится скучно работать.

О спектакле

- Расскажи, о чем спектакль.

- О взаимоотношениях в молодежной среде. Когда я читал сценарий, то сразу решил, что нужно начать думать как семнадцатилетний подросток, живущий в своем, ни на что не похожем мире. Главная проблема в том, что человек в этом возрасте считает, что может спокойно пить, курить и развлекаться. А это далеко не так. Но я стараюсь убрать все намеки на какую-либо мораль. В конце не выйдет какой-нибудь дядечка и не скажет: "Ата-та, вот так делать нельзя, вот так не правильно". Это и не нужно. Выходя из школы, каждый попадает в новый мир, живущий по своим законам.

- Не смутил современный сюжет?

- Это было предложение театра, и я, естественно, сразу сказал: "Замечательный, классный спектакль. Я всегда мечтал ставить именно его", затем  прочитал пьесу и понял, что влип, но что делать? Я начал работать, искать уровни спектакля, втянулся. Так и продолжаю в нем жить. И вообще, даже если ты бегаешь в кринолине, то твое мировоззрение остается современным.

- В постановке участвуют как молодые, так и уже опытные артисты. С кем тебе легче?

- Мне нравится работать с людьми, которые хотят трудиться. Если у человека горят глаза, то у нас все получится.

- Волнуешься перед премьерой?

- Мне сейчас волноваться нельзя, зато артисты переживают очень.

- На какую возрастную категорию нацелен спектакль?

- Молодежь, поэтому спектакль иногда резкий, провокационный. Но это не значит, что  тем самым я заполняю пробелы в художественности. Когда такие элементы сделаны качественно и хорошо - они не пошлы. Будет  несколько провокационных эпизодов, материал обязывает показать энергию молодых людей. И хотя мы идем в эту сторону, все-таки хотим показать, что это дети, поэтому мы отказались от жизнеподобия, сделали полушаржевых персонажей. Все, как у подростков, думающих: "Учителя - недоумки, родители ничего не понимают, один я - самый лучший, пара моих друзей тоже на людей похожи, а остальные просто обезьяны".

- За время работы сценарий претерпел изменения?

- Мы добавили больше юмора, стараясь обострить все по максимуму. Пытаюсь добиться высокой динамики, ведь спектакль молодежный, ему нужно немного балагана.

- Хэппи энд будет?

- Скажу так: все получат по заслугам.

О личности

В этот момент к нам зашел Юрий БУРЭ, который стал требовать расписание репетиций.

- Часто случаются такие накладки?

- Вообще-то нет. Просто иногда забывается.

- Пробовал себя в актерах?

- Пробовал, даже что-то получалось. Все зависит от интереса, если будет режиссер, с которым мне будет комфортно, то почему бы и нет. Недавно вывозили во МХАТ спектакль по русскому футуризму, вот там и сыграл.

- Есть ли у театра преимущество перед кино в плане творческого развития?

- Знаешь, это разные вещи, но если говорить простыми словами, то кино сейчас может снимать каждый, в отличие от создания театральной постановки.

- Нравится то, чем сейчас занимаешься?

- Нравится и не нравится - всего лишь моменты. Нужно понимать, что театр - комплекс проблем и радостей. Но когда выпускаешь спектакль, понимаешь, что людям это нужно, все сомнения отпадают, и я понимаю, что занимаюсь чем-то полезным.

- Какую музыку предпочитаешь?

- Долгое время слушаю наутилусов. А так люблю классическую музыку.

- Как насчет кино?

- Очень тяжело вспомнить. На ум приходят разве что картины Ларса фон Триера.

- Какая постановка тебя больше всего впечатлила?

- Из последних это "Пять вечеров" Виктора Рыжакова. А так их слишком много, всех не перечислишь.

- А как ты определяешь, что спектакль удался?

- Когда ты понимаешь, что только пришел, а уже антракт. А не когда ты, ерзая на стуле, ждешь, когда же все закончится.

- Мечтаешь поработать в иностранном театре, и не возникнет ли проблем с общением?

- Можно было бы. А проблем с общением точно не возникнет, ведь язык театра - язык образов, а он должен быть понятен любому актеру.

О Курске и публике

- Как тебе город?

- Я мало где был, а так хороший город, главное - тепло. Мы в Питере уже вовсю мерзнем.

Сейчас молодежь гораздо больше думает, потребности в знаниях у нее выше. Зачем мне ориентироваться на мужика, который пьет пиво в подворотне? Он не пойдет в театр, конечно, если жена не заставит. Но ему будет все равно.

- Готов к тому, что спектакль может не понравиться зрителю?

- Конечно. Но это куда более сложный вопрос. Если какая-нибудь бабушка подойдет и скажет, что ей просто не понравилось, то меня это не будет беспокоить. Нужны доводы от людей, на которых и был нацелен спектакль.

- Есть сложности с освоением курской театральной сцены?

- Да, конечно. Очень тяжело работать в таком большом по размеру театре.

- Старшие контролируют твою работу?

- Нет, только советуют. Если мне говорят, что можно сделать по-другому, то я попробую, вдруг получится лучше, чем я задумал.