Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Энтузиаст и поэт из Мантурово

В последнее время в больших городах становится модным устанавливать различные скульптуры. В Омске есть сантехник Степаныч и благотворительница Любочка, в Санкт-Петербурге – Чижик-Пыжик, в Курске - Предприниматель. Казалось, обрести подобные изваяния может позволить себе только город, поэтому-то они и названы городскими, но есть в Курской области населенный пункт, который не хуже мегаполисов украшен скульптурами - это село Мантурово, административный центр Мантуровского района.

На въезде  гостей встречают три богатыря. Обладая исполинским ростом, они являются точной копией васнецовских Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Но это далеко не все! Своей способностью останавливать проезжающие машины красавцы богатыри могут поспорить с бдительными сотрудниками ГАИ, правда, заставляют водителей притормозить по приятной причине желания сфотографироваться возле такой красоты. В центре же села Мантурово расположилась тройка лошадей, так и заставляющая вспомнить знаменитые гоголевские строки о Руси-тройке, чуть подальше - семья оленей. Красота, да и только! А сотворил ее, вернее, изваял Виктор Толмачев, житель села Мантурово, профессиональный художник и педагог. Виктор Иванович стал гостем нашего номера.

Скульптор «дремал» в нем с детства

Родился Виктор Толмачев на Белгородчине, рисовать пытался с раннего детства.

- Мне было три года. Как-то родители ушли в гости, а меня оставили с бабушкой, - рассказывает Виктор Иванович, - когда они вернулись, бабуля заметила: «Он у вас, наверное, художником будет», - рассказывает Виктор Толмачев, - потому что почти все то время, что я с ней сидел, я рисовал, причем, по ее мнению, довольно неплохо. 

Чуть позже маленький Витя научился лепить, это занятие стало ему нравиться больше, чем рисование. Он брал красную глину, разводил ее водой и делал различные фигурки.

К сожалению, на тот момент Виктор не знал, что для прочности глину надо обжигать, да и сделать в то время это было невозможно, так как не имелось специальной печи. Поэтому фигурки трескались после высыхания.

- Как-то перед Новым годом я вылепил Деда Мороза, сани, тройку, причем, очень старался, - вспоминает Виктор Толмачев, - а когда мы их поставили на печку, они растрескались. Я так огорчился!

После окончания восьмилетки Виктор Иванович решил поступать в Ивановское художественное училище имени М.И. Малютина, но, к сожалению, приемная комиссия, услышав о том, что он самоучка, не закончивший художественную школу, «забраковала» его кандидатуру.

Тогда Виктор Толмачев отправился к своей тетушке в Луганскую область.

- Там я работал на шахте проходчиком и оформителем, а потом поступил в городе Енакиево на Донбассе в художественное училище, - вспоминает художник, - поэтому мне  особенно тяжело слышать о том, что сейчас происходит в этих местах, ведь для меня они так близки.

Получив среднее образование, Виктор Иванович поступил в Курский педагогический институт на художественно-графический факультет.

- Когда я учился на худграфе, Валерий Филиппов, мой преподаватель по скульптуре, работающий поныне, заметил, что у меня есть неплохие данные. Но на тот момент меня больше интересовала живопись, чем я и занимался, - замечает Виктор Толмачев.

Заново обратиться к такому виду творчества, как скульптура, помог случай в лице прежнего главы Мантуровского района Василия Денисова. 

К слову, глава района помог приобрести Виктору Ивановичу и его супруге Екатерине жилье, поспособствовал, чтобы чета Толмачевых стала преподавать в Мантуровской школе искусств. Так появились в Мантурово два педагога – по живописи и рисованию и по хореографии.

- Василий Денисов как-то собрал творческих людей, пояснил, что ему бы хотелось украсить район, и попросил у нас помощи, - вспоминает Виктор Иванович. - Так я вспомнил, что когда-то неплохо проявлял себя как скульптор. 

Сначала были гуси

Первой работой Виктора Ивановича стали гуси, расположенные возле Дворца культуры.

- Я вылепил из гипса форму, а потом отливал птиц из бетона, - рассказывает художник, - но это был первый опыт, поэтому гуси получились очень тяжелыми!

К слову, это спасло скульптурную группу от вандалов.

- Однажды какой-то мужик остановился на машине и хотел одного гуся украсть - видимо, решил сделать его украшением своего сада, - рассказывает художник, -  но не смог – они же из бетона и очень тяжелые.

С бетонными птицами был связан и комический случай.

- Жена мне как-то рассказывала, - говорит Виктор Иванович, - что шла мимо, а одна женщина пыталась их с клумбы прогнать и еще возмущалась: «Кто это за своей птицей не смотрит! Она же все цветы попортит!». А потом как глянула – а гуси-то не настоящие. 

Долго мастер думал о том, чем заменить бетон - тяжелый и трудновосстанавливаемый материал. Пытался железный каркас оборачивать тканью, предварительно пропитанной масляной краской, но держалась такая конструкция недолго. Так бы и мучился, если бы местные специалисты по ремонту машин не подсказали: «А попробуй рубипласт – материал легкий, но прочный. Им обычно крыши покрывают». Так Виктор Толмачев стал не просто скульптором, но и, можно сказать, создателем новой техники в данном виде искусства.

Рубипласт, газовая горелка - и вот оно, произведение искусства!

Все начинается с изготовления металлического каркаса – «скелета» будущей скульптуры, затем автор обшивает его сеткой, режет части рубипласта, разогревает их газовой горелкой и покрывает ими каркас, придавая изваянию законченную форму. Дальше Виктор Толмачев раскрашивает готовое изделие специальной краской для бассейнов, благодаря чему его скульптуры выдерживают любую непогоду и мороз.

Изваяния получаются прочными, но легкими, из-за чего их можно перевозить. Работы Виктора Ивановича не раз были «участниками» Коренской ярмарки - украшали подворье Мантуровского района.

Помимо тройки и трехметровых богатырей сделал художник семейку оленей. Животные получились настолько натуралистичными, что частенько проезжавшие мимо них в вечерних сумерках машины останавливались – надо же подождать, пока оленье семейство перейдет дорогу. А потом, вдруг сообразив – откуда в центре Мантурово олени, люди, смеясь, выходили из машины и фотографировались с ними.

И кто только на бедных оленях не сидел, а они как новенькие.

Неподалеку от семейства расположилась хорошо сделанная копия памятника бременским музыкантам, установленная в одноименном городе в Германии.

- Это я на очередную Коренскую ярмарку делал, - говорит о ней художник, - а после ее сюда перенесли. Но это так, работа, что называется, «по приколу».

Поинтересовалась я у скульптора и  тем, есть ли у него любимое изделие. Виктор Иванович ответил, что да, только он его еще не сделал.

- Мне очень хочется изваять индюка, - сказал художник, - эта птица для скульптора – просто находка! У него такие интересные перья, необычный клюв. 

Класс для любимой

Как-то Байрон изрек: «Чтобы быть поэтом, надо быть влюбленным или несчастным». Безусловно, художник – это тот же поэт. К слову, наш герой выбрал первый вариант. 

Так случилось, что у Виктора Ивановича и его супруги Катерины уже второй брак, но зато какой счастливый!

- Катя – мое вдохновение, мои крылья, - замечает Виктор Толмачев. - Она иногда мне говорит: «Когда тебя начинают хвалить, у меня от радости и гордости за тебя внутри все трепещет». 

О чувствах Виктора Толмачева к супруге свидетельствует и то, как он расписал для нее хореографический класс в Мантуровском Доме культуры – играющий на гуслях Садко, неподалеку от него – морской царь и танцующие дочери владыки морских глубин. Сказка, да и только!

Нетрудно догадаться, что дети супругов Толмачевых тоже творческие люди, причем двое старших – Дмитрий и Настя - пошли по стопам мамы, а младшая Алена - в отца. 

В будущем году администрация поселка Мантурово планирует оборудовать парк. Для него мастер уже создал несколько своих проектов. 

- Это будет зона отдыха для молодежи, где планирует установить сцену, сделать дорожки, разбить клумбы, - рассказывает мой собеседник, - парк, скорее всего, будут посещать и молодожены, чтобы сфотографироваться, поэтому я сделаю такую шуточную скульптуру: месяц, а на нем сидит парочка. Это один из вариантов. 

Поговорили мы с Виктором Толмачевым и о проблемах культуры в нашей стране.

- Вы знаете, зачастую неумение ценить произведения искусства возникает не от финансовой нищеты, оно появляется из-за нищеты духа, - говорит художник. - Обратите внимание, за границей обеспеченный человек гордится не тем, сколько у него домов и машин, а тем, сколько картин есть в его собственной галерее. Еще когда я только поступил на худграф, то Василий Ерофеев, известный наш художник, преподаватель, нам сказал: «На доходы от своей будущей профессии не надейтесь, потому что искусство вперед всегда двигали энтузиасты». 

Уже покидая гостеприимное Мантурово, мы остановились возле скульптуры Трех богатырей. Пока фотографировались возле нее, за нами выстроилась очередь. Сразу вспомнилась фраза об энтузиастах, и как-то вдруг подумалось: «Как же хорошо, что они все-таки есть на свете! Такие светлые, чистые, искренне болеющие душой за свое дело, как Виктор Толмачев». 

Надежда Глазкова