Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Райский сад на Курской земле

Если вы считаете, что субтропические растения могут существовать только в субтропиках, а пустынные кактусы просто не способны пережить холодные русские зимы, если вы уверены, что в наших краях не могут уродиться южные фрукты, то вы ничего не знаете о земледелии или просто незнакомы с Геннадием Завалишиным. Для этого человека не существует, кажется, ничего невозможного в садоводстве. Киви? Клубника поздней осенью? Цветущие магнолии и двухметровые кактусы? Пожалуйста! На взгляд обывателя, право слово, легче перечислить то, что не выращивает Геннадий Алексеевич, чем то, что у него есть.

НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ МЕНЯ МАЛО КТО СЛУШАЛ

В Медвенке дом Геннадия Завалишина вам наверняка покажет любой. Да и тот, кто в поселке впервые, найдет его без труда. В палисаднике - экзотические кустарники и кактусы. Через забор видны виноград, деревья и цветы. Причем "простецкие" бархатцы соседствуют с настоящими садовыми диковинками. Сюда нередко приезжают издалека просто сфотографироваться. А вот местные жители, как это ни странно, хобби Геннадия Алексеевича не поддерживают. Соседи до сих пор таят обиду за колючие южные растения: раньше так хорошо было через этот палисадник коров гонять, теперь приходится животным показывать путь по асфальтовой дорожке, в обход зарослей, чтобы любимые буренки не занозили ноги.

"Странно, что соседи не обмениваются с вами саженцами, ведь коллекция у вас - на зависть", - удивляемся мы. Геннадий Алексеевич только руками разводит: "Они не любят экспериментировать. В огороде высаживают едва ли не одну картошку, ну еще огурцы и помидоры. Все остальное считают лишней тратой сил и времени".

Кстати, о картошке. Только одного любимого русским человеком корнеплода у Геннадия Алексеевича более ста сортов, как на хорошей селекционной площадке. "А не было желания вывести свой?" Наш хозяин улыбается: "Как вы угадали? И книгу хотел написать о выращивании экзотических растений в нашей климатической зоне, и свой сорт вывести хотя бы той же картошки. Вот только по молодости работы много было. Теперь уже год как на пенсии, а время утеряно. Для выведения одного сорта десятки лет иногда нужны. У меня в запасе столько, увы, нет".

Наш удивительный собеседник - уроженец юга, а не курской земли. Но все ему здесь давно стало родным. В свое время Геннадий Алексеевич приехал в соловьиный край поступать в педагогический институт, да так и остался. Биолог по образованию, он почти всю жизнь проработал в школе. Прошел путь от учителя до директора. Одно время увлекался таксидермией, собирал коллекцию бабочек и других насекомых. Его гербарии, коллекции фауны, как, впрочем, и зеленый, и живой уголки в школе, всегда были предметом зависти даже для коллег-учителей из областного центра. Одних только аквариумов в классе было тринадцать, а еще там с его легкой руки поселились птицы, рептилии. "Правда, родительские собрания в этом кабинете проводить было неудобно. Я мог говорить что угодно, но меня мало кто слушал. Родители учеников все больше по сторонам смотрели, любовались животными и коллекциями растений", - улыбается Геннадий Алексеевич.

ПОКА НЕ ОПРОБУЮ РАСТЕНИЕ В НАШЕМ КЛИМАТЕ - НИКОМУ ЕГО НЕ РЕКОМЕНДУЮ

К сожалению, никто из медвенских ребят, у которых преподавал Геннадий Завалишин, по его стопам не пошел. Бывшие школьники заходят в гости, любуются диковинным садом, но ни изучать биологию, ни экспериментировать на собственных грядках не рвутся. Зато с охотой рассказывают о своем учителе везде, куда бы ни забросила их судьба. Благодаря им клиентов у Геннадия Завалишина много не только по России, но и за рубежом. С кем-то меняется сортами и саженцами, кому-то продает растения. Да и сам он заядлый путешественник. Объехал многие страны, причем не только Европы, и ото всюду привозил какую-нибудь зеленую новинку. "Я, выходя в сад, не всегда могу вспомнить, как называется то или иное растение, - улыбается жена Геннадия Алексеевича. - Но если меня спрашивают,  растет у нас то-то или то-то, могу ответить. Если название где-то уже слышала, значит, у мужа это растение точно есть".

Самому же Геннадию Завалишину в последнее время начинает казаться, что его сад зажил собственной жизнью. Иногда, обходя владения, он находит растения, которые точно не высаживал. Так случилось, к примеру, с желтой алычой. Но даже таким "нежданным гостям" биолог от души радуется.

А в прошлом году среди вип-клиентов Геннадия Алексеевича появился еще один, самый главный - президент. Дмитрий Медведев за саженцами, конечно, приехал не лично. Посетили биолога сотрудники администрации главы государства. Просили продать им несколько саженцев груш, яблок, некоторые другие растения. Их спешно высаживали в поселке Мансурово в саду, где когда-то жил прадед Дмитрия Медведева. Хотели успеть как раз к очередному неофициальному визиту президента.

- Высаживать деревья было уже поздно, заморозки обещали через два-три дня. Я объяснил это высоким гостям. Те отмахнулись: если что - весной еще раз приедем. Просто нужно именно сейчас, а то сад уж очень опустел, почти все деревья в нем давно вырублены. Но вот этой весной созванивались с ними. Оказалось, все мои "питомцы" успешно принялись, легко перезимовали. Не жалуются на приживаемость черенков и все остальные люди, которые брали у меня саженцы.

- Как же вы боретесь с сорняками? - не можем не удивиться мы, глядя на идеально чистые междурядья. - Наверное, приходится много химикатов покупать на такую плантацию?

- Ни в коем случае. Если землю травить, она тебе за это спасибо не скажет. Все грядки мы с женой пропалываем вручную. Помощников не нанимаем. Было сложнее, когда я работал, и то все успевали. Теперь уже год на пенсии, так что времени своему хобби могу уделить не в пример больше. Обычно с утра выхожу и работаю, пока  темнеть не начнет. Соседи уже на лавочках сидят, общаются, а я еще на огороде. Земля такую заботу ценит.

Действительно, когда видишь, как плодоносят зеленые питомцы  Геннадия Алексеевича, начинаешь понимать, что он имел в виду. Здесь тебе и абрикосы размером с хороший персик. И  айва, и инжир. "Как-то у меня гостили знакомые из Афганистана, так они поверить не могли, что у нас в Курской области можно выращивать южные фрукты ничуть не хуже, чем в их краях. Все думали, что им это снится".

Геннадий Завалишин признается: "Пока сам не опробую дерево или кустарник, не посмотрю, как растение справляется  с нашим климатом, никому его не порекомендую, не буду делиться отростками, чтобы люди потом не кляли". Некоторых "приверед" он оставляет, просто на зиму выкапывает и переносит в подвал. От особо капризных приходится отказываться.

- Часто мы привыкли верить мифам. Многие думают, что грецкий орех у нас не выживет,  даже не знают, как он выглядит. Или, например, считают, что магнолия не перенесет зимы. Это не так. Некоторые сорта выдерживают до 35 градусов мороза. Есть и кактусы, которым даже минус 50 не помеха, и причем при отсутствии снега - надо меньше бояться и больше экспериментировать.

- А есть у вас заветная мечта?

- Конечно! Очень бы хотелось, чтобы городские клумбы начали засаживать с умом. Например, магнолиями. Представляете, как был бы красив Курск? А тополя можно заменить, скажем, на плодовые деревья. Одна польза!

Что больше всего подкупает в Геннадии Завалишине, так это его готовность делиться не только сортами, но и советами. Если вы только собираетесь заняться садоводством, лучшего наставника просто не найти.

Изучала садоводство Мария ЯКОВЛЕВА         

Свои вопросы, уважаемые читатели, вы можете нам присылать по почте или задавать на сайте. Мы обязательно их передадим Геннадию Завалишину. Ни одно ваше обращение не останется без ответа.