Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Сергей Проскурин: руководить оркестром - это как управлять государством

"Я всего лишь трубач и не участвую в битве. Наша труба зовет людей не к взаимным распрям и сражениям, а к тому, чтобы они заключили мир между собой…" эти слова Френсиса Бэкона, английского философа, любит повторять Сергейп Проскурин - профессор, педагог, дирижер и руководитель русского камерного оркестра Курского Госуниверситета и, кстати, трубач-виртуоз.

Наша встреча с Сергеем Георгиевичем произошла накануне сразу трех юбилеев в его жизни: 55-летия со дня рождения, 35-летия творческой деятельности и 10-летия создания его любимого детища - Русского камерного. О жизни, семье, музыке и многом другом мы и решили поговорить с маэстро.

- Сергей Георгиевич, наверное, начнем с того, как вы пришли в мир музыки?

- В жизни каждого человека все начинается с семьи. Мне повезло, потому что я родился в музыкальном семействе: мама, Полина Тимофеевна, учительница начальных классов, играла на фортепиано и гитаре, папа, Георгий Тимофеевич, работал электриком на заводе, а также умел играть на гитаре и баяне. Кроме того, мама хорошо знала немецкий язык, любила рассказывать сказки и пела, поэтому в нашем доме никогда никто не скучал. В три года папа научил меня играть на балалайке, а сам с мамой подыгрывал мне на гитаре - это было первое в моей жизни трио. А уже в шестилетнем возрасте они отдали меня в музыкальную школу.

- Так рано? Но музыкальная школа - это часы занятий, а так хочется побегать?..

- А я все успевал: и нотную грамоту осваивал, и во дворе бегал, и даже посещал секции по футболу, гимнастике в школе - одно другому не мешало.

- А как увлеклись игрой на трубе?

- Это уже позже произошло, когда я покинул родной Старый Оскол и поехал учиться в музучилище в Губкин. Я выбрал трубу благодаря своему дяде, который тоже был музыкантом, преподавал и дирижировал симфоническим оркестром, он очень поддерживал меня, направлял, можно сказать, был моим идеалом.

- Почему именно музыка? Ведь это не очень выгодное занятие?

- Еще Рахманинов писал: "Музыка - плохой бизнес". Но ведь произведения, которые исполняет наш оркестр, слушают уже более 300 лет! А если они "прожили" несколько веков и по-прежнему волнуют публику - значит, их надо играть.

- Но вы не только виртуозный трубач, вы еще и дирижерскую профессию освоили, причем с блеском…

- Вы знаете, руководить оркестром - это как управлять маленьким государством - тяжелая, серьезная мужская работа. В вашем распоряжении люди с разными характерами, подготовкой, школой, и вам надо их объединить, подчинить одной идее и при этом не подавить индивидуальности.

Я начал осваивать дирижерское дело потому, что, будучи солистом, насмотрелся на руководителей, которые были недостойны своих оркестров. Причина проста: сначала надо самому несколько лет поиграть в коллективе, понять, как он устроен. Лично я считаю, что полностью состоялся как дирижер только в 50 лет.

- Как создавался Русский камерный оркестр?

- Однажды я понял, что в Черноземье нет ни одного камерного оркестра, а ведь у него множество преимуществ: он маленький, гибкий, мобильный. Кроме того, найти музыкантов для него намного легче, ведь 15 человек - это не 80, как в симфоническом. Я поделился своими идеями с Вячеславом Гвоздевым, ректором Курского государственного университета, и нашел у него поддержку. Вот так и родился наш коллектив, в котором изначально было 12 человек, а в данный момент - 20. Просто так "сошлись звезды", а точнее - два человека: один - дальновидный, обладающий редким деловым чутьем, а другой - профессиональный музыкант, сочетающий в себе европейскую и российскую школы. Результатом этого синтеза и стал наш оркестр.

- По каким критериям проходит отбор в ваш коллектив?

- В первую очередь трудолюбие, профессионализм и, конечно, коммуникабельность. Есть люди, которые являются потрясающими музыкантами, но не могут работать в коллективе. Оркестр - это как дорогой автомобиль известной марки: попалась деталь другого производителя - и машина не поедет!

В последнее время я заметил еще одну интересную особенность нашего Русского камерного: раньше музыкант, как бы он ни был подготовлен, втягивался в ритм оркестра минимум за год, теперь же этот временной промежуток намного сократился и занимает несколько месяцев, видимо, заданная планка заставляет людей работать над собой и расти.

- А есть те, кто с вами играет со дня основания?

- Конечно! К сожалению, их осталось не так много - Сергей Сорокин, Лада Аверьянова, Карина Проскурина, Ирина Сорокина. Бывает, музыкант получает более выгодное в финансовом отношении предложение и уходит, это нормально. Конечно, мне очень хочется, чтобы оркестранты получали достойную зарплату, но зачастую это остается мечтой. Очень горько наблюдать за ситуацией, когда нужда заставляет профессионального музыканта заниматься другим делом, например, торговлей. Это неправильно, ведь, чтобы получить диплом оркестранта, человеку надо учиться 20 лет!

- Сергей Георгиевич, оркестр - это семья, а в каждой семье есть свои традиции, обычаи. А как у вас?

- Мы вместе отмечаем все праздники, летом организуем пикники с потрясающим шашлыком. И еще никогда не говорим плохо о своих коллегах. Музыкальная среда располагает к критике, но мною изначально были пресечены все попытки к обсуждению. О нас ведь тоже говорили, что мы развалимся через годик-другой после основания. Десять лет пролетело, а мы и не думаем. Потому что создать оркестр нетрудно, а вот сделать с ним за эти годы много хорошего по силам не всем.

Помимо всего прочего, мы дорожим друг другом, стараемся не обижать даже словом. Например, можно спросить у музыканта: "Что ты там играешь?!" И тем самым настроить его на агрессию и желание защищаться. А если задать вопрос по-другому: "А что у тебя в нотах?" Согласитесь, звучит не так обидно и вызывающе.

- И все же в чем уникальность Русского камерного?

- За десять лет оркестр обрел собственное лицо и индивидуальное звучание. Ведь мы не пытаемся никому подражать, а живем, развиваемся, постоянно создаем новые проекты, которые опять же были бы просто невозможны без поддержки университета, ведь он приобретает для нас уникальные старинные инструменты, подарил возможность создать мини-консерваторию и основать собственную студию звукозаписи. Без его помощи мы бы не имели возможности приглашать на наши концерты известных музыкантов и композиторов не только из-за рубежа, но и из России.

- Расскажите о самых интересных площадках, на которых приходилось играть.

- Пожалуй, это Московская консерватория и Национальный зал Мадрида. Неповторимое звучание оркестр обретал в различных храмах - католических, протестантских. Вообще, для наших музыкантов не имеет значения, в каком месте играть.

- Сергей Георгиевич, что мы все о музыке… Давайте немного о вас. Думаю, наши читатели неоднократно задавались вопросом: а почему вы вернулись из-за рубежа в Россию?

- Во-первых, потянули корни, а во-вторых, ностальгия замучила. Сейчас не 80-е, когда творческим людям не давали писать, играть, высказываться. У каждого есть возможность поехать, например, в Америку, Италию, куда угодно, посмотреть, как живут люди, даже немного поработать, а потом вернуться. К тому же в России остались мои престарелые родители. Вернувшись, я столько хорошего в своей жизни обрел: создал новую семью, ведь у меня трое детей, повстречался с прекрасными людьми.

- Скажите, а вы в семье тоже лидер?

- Наверное, нет. Хотя в армии и в школе я постоянно проявлял лидерские качества, потому что создавал либо спортивные команды, либо музыкальные коллективы.

- У вас бывают творческие кризисы?

- Нет, я такой человек, который всегда найдет что делать.

- А как вы отдыхаете от музыки?

- Обожаю фотографировать. Недавно в Швеции в горах "поймал" в кадр оленя. Занимаюсь спортом, учу языки, вот сейчас итальянский осваиваю. Еще у меня есть одно увлечение - коллекционирую виниловые пластинки, причем имеется и комплект старой аппаратуры в хорошем состоянии (даже ламповые усилители), на которой их прослушать можно. Гордость моей коллекции - записи Николая Геды.

Стараюсь проводить больше времени с детьми. Вообще, их у меня четверо, кстати, недавно я стал дедушкой - моему внуку уже четыре месяца. Знаете, мне так хочется пожить дольше, чтобы иметь возможность порадоваться за детей и внуков!

- Сергей Георгиевич, как вы считаете, музыкант должен быть верующим человеком?

- Вопрос веры всегда очень непростой, но я считаю, что с появлением Христа изменился мир, а вместе с ним и музыка, которая не появилась бы без Творца.

- Ваша профессия дарит вам редкую возможность знакомиться с интересными людьми. Расскажите о самых запомнившихся встречах.

- Меня всегда поражало то, что чем больше человек делает и умеет, тем проще и скромнее он в общении. Не так давно я познакомился с Ларисой Удовиченко. Казалось бы, актриса, звезда, но насколько она искренняя - никакой заносчивости, спеси. То же самое могу сказать и о Василии Лановом, Евгении Светланове, Мстиславе Ростроповиче, Маринэ Яшвили. Да, судьба подарила мне много интересных встреч. Общение с такими людьми делает нас лучше и богаче духовно.

- Что бы вы пожелали участникам Русского камерного на десятилетие?

- Уважать и любить свою профессию, гордиться ею, потому что мы действительно заняты очень серьезным, пусть даже и невыгодным в экономическом плане делом. Но ведь связывает нас нечто другое - гораздо более важное, я бы сказал, вечное, та музыка, что мы играем.

Справка

Сергей Проскурин окончил детскую музыкальную школу имени Эрденко в Старом Осколе, затем поступил на духовое отделение в Губкинское музыкальное училище, после была Саратовская консерватория и две аспирантуры.

В 30 лет Сергей Георгиевич создал и возглавил первую в Молдавской Республике кафедру оркестровой музыки в Кишиневском государственном институте искусств имени Музическу. Кроме того, в Молдове Сергей Проскурин организовал брас-квинтет, а также симфонический оркестр при Государственном русском драматическом театре имени Чехова.

В Швеции маэстро Проскурин занимает должность заведующего кафедрой духовых инструментов в Государственной консерватории города Фалюне, преподает, гастролирует с созданным при консерватории брас-квинтетом по городам Европы, а также активно занимается музыкой как трубач. Сергей Георгиевич также пишет музыку, и его произведения исполняет знаменитый джазовый музыкант Макс Шульц. В наступившем году состоится премьера "Рождественской кантаты" для детского хора и симфонического оркестра, написанной маэстро.