Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Подводная одиссея Феликса Кастыкина

Это конец. Он твердо решил, что продолжения уже не будет. Написал записку, взял с собой все документы - так его будет легче опознать, когда все случится. Сколько же раз он проезжал по этому мосту? Теперь уже не важно. Ему больше не придется видеть ни этот речной пейзаж, ни дома на том берегу, ни машины. Нужно просто перелезть через парапет и ни о чем не думать, чтобы не изменить решения. Он зажмурился и прыгнул. Удар о воду, смешение мыслей в голове, погружение. Он очень медленно опускается вглубь, все меркнет. Руки. Чьи-то руки подхватывают его и тянут наверх. Яркий свет, воздух, он уже наглотался воды и теперь задыхается. Движение в неизвестном направлении, что-то твердое. Берег?

- Эй, парень, ты зачем это сделал?

Приехала "скорая помощь" - та самая бригада, что была у него дома утром, врачи лечили его больную спину. Приехала полиция и спрашивает, где труп. Это они про него, что ли? А кто же вытащил его из воды? Взгляд сфокусировался на добром лице взрослого мужчины.

- Не будешь больше прыгать с моста? А то мы тут не каждый день дежурим, -  улыбнулся Феликс КАСТЫКИН, водолаз группы поисково-спасательных работ АСС Курской области. 

30 лет под водой

Он работает водолазом с 1983 года. Впервые попробовать себя в этой роли Феликсу Владимировичу удалось в армии, где он сразу попал в школу водолазов. Но тогда что-то не заладилось, и он не стал продолжать эту работу. После демобилизации устроился на завод "Маяк". А через девять лет приятель предложил ему уйти с вредного производства на работу на свежем воздухе. 

- В ту пору водолазы спасательной станции относились к горкоммунхозу, - рассказывает он. - И на работу можно было попасть буквально с улицы, сразу давали квалификацию водолаза третьего класса. А потом, когда наберешь 500 часов под водой, получаешь второй класс и, соответственно, зарплату повыше. Еще 500 часов - первый класс. 

Теперь у Феликса Владимировича 6,5 тысячи часов под водой. Работа считается вредной, и на пенсию можно уйти в 50 лет, но он на отдых не торопится. Здоровье позволяет, и Феликс Владимирович ныряет до сих пор. Тем более что условия по сравнению с теми, что были 30 лет назад, заметно улучшились. В те годы водолазам приходилось работать со старым оборудованием.

- Водолазный костюм был хотя и не дырявый, но на просвет тонкий, как сеточка, - вспоминает спасатель. - Из воды выходишь, снимаешь его, а ты весь мокрый. У нас тогда даже машины своей не было, поэтому иногда с места происшествия мы уезжали в одном транспорте с погибшим, которого вытащили из воды.  

Теперь водолазы-спасатели вооружены по последнему слову техники. Дыхательный аппарат позволяет подключать второй легочный автомат - для пострадавшего, если он, например, находился внутри машины и остался жив. Водолазный костюм дает возможность регулировать плавучесть, можно немного надуть комбинезон, чтобы легче было всплывать с грузом. 

 Курские водолазы-спасатели имеют допуск на глубину до 12,5 метра. При погружении на большую глубину содержание азота в крови увеличивается, и когда быстро всплываешь, он не успевает растворяться в крови. Образовавшиеся пузырьки могут закупоривать сосуды, что представляет смертельную опасность. Иногда приходится нырять глубже. У каждого водолаза есть глубиномер и прибор, показывающий запас кислорода. Заканчивается воздух - срочно надо всплывать. Полная лицевая маска оснащена подводной беспроводной связью, позволяющей общаться с теми, кто на суше и другими водолазами на расстоянии до 500 метров.

Четыре водолаза, водитель, "уазик", прицеп с  лодкой. Так выглядит обычный экипаж. С аварийно-спасательной станции они выезжают на вызов в любую часть Курской области, не всегда зная, что им предстоит делать. Каждое погружение - с чистого листа.

О быстрых реках и трудных поисках

- Где стоячая вода, там дно илистое, вязкое. А там, где оно, наоборот, жесткое, - течение быстрое, легко сносит, надо на себя побольше "железа" надеть, - делится тонкостями профессии Феликс Владимирович. - Самая шустрая река в области - Свапа в Железногорском районе. Однажды мне пришлось искать там детей, провалившихся под лед. Заплыл глубоко, чувствую, что нашел, а длины веревки, к которой я привязан, не хватает, чтобы достать. Я дергаю за нее, а мои ребята подумали, что я собираюсь всплывать и вытянули меня. Да еще и пожурили, мол, если бы ты и дальше так тянулся вниз, мы бы не удержали. Мы рассчитали место нахождения утонувших, сделали прорубь, и я достал их уже без риска оторваться от страхующих меня. 

Кстати, зимой водолазы ныряют в том же костюме, что и летом, только надевают вниз поролоновый утеплитель. 

Недавно группе Феликса Кастыкина пришлось разбираться с последствиями одной не самой удачной рыбалки. Двое приятелей решили порыбачить вечером, а перед этим выпили. В лодке они захотели продолжить. После того, как взяли на борт еще алкоголя, один из них очнулся уже на суше. У прохожего попросил телефон позвонить маме.

На поиски пропавшего горе-рыбака вызвали спасателей из Курска. Вместе с выжившим, который, впрочем, ничего не помнил и никак не мог помочь, спасатели отправились вниз по течению в поисках лодки. Плыли, пока не кончился бензин, но ничего не нашли. 

Повторно отправившись на поиски, решили сосредоточиться уже на утонувшем рыбаке. С помощью мужчины, который той ночью одолжил выбравшемуся на берег свой мобильный телефон, уточнили предполагаемое место дислокации. 

 - Нам повезло, - считает Феликс Владимирович. - Мы нашли утонувшего километрах в пяти от того места, где начали нырять. Он выпал из лодки и лежал на дне. Лодка обнаружилась после - видимо, кто-то утащил ее, а потом вернул, узнав, что случилось с владельцем. Родственники погибшего следили за нашей работой с берега. Они до последнего надеялись на чудо…

Выпил - не садись за руль

Летом у спасателей всегда много работы. Пару лет назад Феликс Владимирович дежурил на курском водохранилище. В 200 метрах от берега малая глубина - по сути островок, покрытый водой. На надувном матрасе до этого места доплыли двое подростков, один из них умел плавать, другой - нет. Порывом ветра у них вырвало матрас и унесло к противоположному берегу.

- Я увидел с вышки, как какой-то человек схватил матрас, вынул из него пробки, спустил воздух, засунул в машину и уехал. Ребята это тоже видели и испугались, не зная, как неумеющему плавать выбраться на сушу. Но мы эту проблему решили легко, поплыли к пареньку, надели на него два спасательных жилета и отбуксировали к берегу.

Таких историй в практике спасателей немало, но бывают ситуации и более трагические.

- В Солнцевском районе летом мужчина уехал на рыбалку и пропал, - рассказывает Феликс Владимирович. - Пока мои товарищи искали его, я изучал берег и нашел следы от машины. Веточки были поломаны, видимо, он тут сделал круг и упал в воду. Я позвал ребят, и они действительно нашли здесь машину, лежавшую под водой на глубине семи метров вверх колесами. Подвязали ее, подогнали трактор, подцепили и вытащили.

Как выяснилось, водитель был пьяным. Такая же история, но со счастливым концом произошла с одним таксистом, который, тоже в состоянии алкогольного опьянения, вез девушку. Они каким-то образом успели выпрыгнуть из машины, а автомобиль ушел под воду. Когда водолазы приехали, водитель весело сообщил им, что права у него уже забрали, а вот протрезветь к тому моменту еще не успел. 

Перед началом купального сезона водолазы-спасатели обследуют дно. Там всегда скапливается много битого стекла, паводком приносит ветки и стволы деревьев. Иногда очищают воду от загрязнений, могут масляное пятно с поверхности собрать. Пришлось изрядно потрудиться, когда произошел сброс с очистных сооружений. Тогда водолазы собирали погибшую рыбу. Спасатель признается, что никогда раньше не видел таких громадных щук и сомов. Кроме того, водолазы помогают правоохранительным органам искать в воде вещественные доказательства.

Работать порой приходится до темноты. Но и бросать дело на полпути водолазы не привыкли. Иногда они буквально чувствуют, что скоро найдут то, что ищут. И находят, хотя на часах бывает уже и за полночь. Однако и днем видимость может быть нулевой. Работают вслепую, на ощупь, потому что вода в редких местах бывает чистой. 

Эпилог

- Каждый год одни лебеди улетают на юг, а другие нет, - рассказывает напоследок Феликс Владимирович. - Может быть, получили ранения, или есть другая причина. Люди видят, что они плавают по небольшой непокрытой льдом поверхности воды, и просят спасти их, чтобы они не замерзли.

- А как же вы можете это сделать?

- Элементарно. Есть несколько вариантов. Первый - ломами разбить лед, спустить лодку на воду и добраться до птиц. Второй - надеть комплект сухого снаряжения и ползти по льду. А там уж хватаешь лебедя: одной рукой держишь клюв, другой лапы, и тебя за веревку тянут назад. Потом их можно отвезти в Центр управления в кризисных ситуациях нашего главного управления МЧС, живой уголок всегда найдется. Но самому мне не приходилось вытаскивать птиц. Каждый раз, когда я приезжал на такие вызовы, лебеди снимались с места и улетали в теплые края.

Мария КОНЕВА