Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Открытие Свиридова

"Здесь русский дух, здесь Русью пахнет", - именно эти слова стали лейтмотивом выступления губернатора Курской области Александра Михайлова на открытии бюста Георгию Свиридову на родине композитора в Фатеже, состоявшегося в преддверии 100-летнего юбилея композитора.

Говоря о значении и смысле творческого наследия своего выдающегося земляка, Александр Николаевич процитировал слова известного оперного певца Александра Ведерникова о том, что отношение к Свиридову есть не что иное, как лакмусовая бумажка, определяющая то, как человек относится к России. Ведь не случайно, а закономерно явление композитора такого плана именно на Курской земле, поскольку Курские рубежи исторически являлись южным форпостом Руси. Таким же форпостом, защищающим русскую традицию в эпоху модернизма, является музыка Свиридова. Абсолютно органичным в этом смысле видится его обращение к Пушкину, Тютчеву, русскому фольклору, Есенину, Блоку…

Право на создание бюста получил заслуженный художник России Игорь Минин, десятью годами ранее, аккурат к 90-летию композитора, в соавторстве с Николаем Криволаповым создавший уникальный памятник Георгию Свиридову в Курске. 

В своем выступлении художник подчеркнул отличия двух работ. Прежде всего, это разность стоявших перед творцами задач. При создании бюста замысел, конечно же, гораздо проще - непосредственный портрет. За основу художник взял несколько наиболее характерных фотографий Свиридова - в фас и в профиль, в разном настроении, что дало возможность добиться портретной точности.

Вспоминая же свою работу 10-летней давности, скульптор обратил внимание на трудность выбора из множества вариантов. Окончательный, как мы знаем, это сидящий Свиридов, пребывающий в состоянии творческого озарения, о чем свидетельствует второй элемент скульптурной композиции - нисходящая свыше муза, сверкающая, как солнце. И надо сказать, что именно этим моментом - связью с солнцем, с солнечной энергией - художникам удалось передать суть музыки Свиридова.     

Утверждать, однако, что Свиридов - это солнце, наше все и тому подобное, и на этом остановиться, недостаточно. Это было бы неправильно и даже пагубно. Поскольку это значит вывести его наследие за пределы ясного понимания, создав тем самым неподвижный культ. Поэтому необходимо не только чувствовать, но и ясно осознавать, чем эта музыка наполнена, что она несет в себе - какие идеи и энергии. Обозначив, таким образом, место Свиридова в пространстве всемирной и, прежде всего, русской музыкальной традиции.

Определяет его именно "солнечность" - энергия солнечная, а не лунная. Энергия бытия, а не инобытия. Не глубинный дифференцированный космос, а солнечный интеграл. В российской музыке это линия не Скрябина и Стравинского, продолженная затем Шнитке и Губайдулиной, а Шостаковича, учителя Свиридова - линия, идущая непосредственно от Мусоргского и Римского-Корсакова. Одним словом, традиционализм, а не модернизм. И традиционализм русский, то есть глубоко национальный. 

Но это ни в коем случае не сравнение в смысле лучше или хуже, мысль наша состоит в том, что это совершенно разные пространства, разные вселенные. Свиридов, в отличие от Скрябина и Стравинского, более прост для восприятия, но… что это за простота? Вот что по этому поводу думает Андрей Золотов, большой знаток свиридовского наследия, человек близко знавший Георгия Васильевича, соавтор (вместе с А. Ведерниковым) вышедшей к 100-летию композитора книги-альбома "Знаки жизни. Неизвестный Свиридов":

"Музыка Свиридова - явление всеобщее, и при этом индивидуальное, неповторимо сложное. Нередко звучащий тезис о "простоте" свиридовской музыки только запутывает и, вольно или невольно, отвлекает от постижения ее истинных глубин.

Всем своим строем, самою сутью свиридовская музыка протестует против нарочитой усложненности общеупотребительного профессионального музыкального языка. При этом она точна в своей выразительности, изысканна в своей красоте и возведена автором на такую высоту естественности, природности, мелодической гениальности, что мир вокруг нее проясняется, и она становится ясной для нас сообразно своей внутренней расположенности ко всем нам".

Таким образом, можно сказать, что Свиридов - это именно тот случай, о котором сказано: просто как все гениальное. Это простота, не разложенная на составляющие, а содержащая в себе все в целом. Неразделенная цельность - вот что такое Свиридов. 

"Свиридовской музыкой, - пишет А. Золотов, - проникаешься сразу. Однажды услышанная, она остается частью твоего существа, такой неосязаемой, но ощущаемой вечно, как воздух Родины, как дым Отечества…"

И еще - из той же книги: "Музыка Свиридова - явление глубоко национальное, и оттого всемирное: без нее трудно понять русский мир разных исторических времен и во все времена". - На этом же в разговоре с журналистами остановился также и Александр Михайлов: "Свиридов означает русский дух. То, на чем мы должны исторически воспитывать новые поколения. Кое-кто свою позицию строит на том, что нам во что бы то ни стало нужно войти в мировую цивилизацию. Что ж, мы не против. Вот только в основе такого вхождения должно находиться что? Правильно! Наши русские традиции". И разве можно с этим не согласиться?

Олег Качмарский