Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Новая реликвия семьи Железниковых

Я живу на Тепловских высотах,

Где когда-то гремели бои,

Наши прадеды гибли в окопах, 

Но не отдали этой земли…

Из стихотворения Алексея Попрядухина, юного поэта из Поныровского района.

Есть женщины, которых даже в преклонном возрасте язык не поворачивается назвать "бабушка", потому что, несмотря на годы и тяжкие жизненные испытания, они по-прежнему остаются красавицами и умницами, примером для всех представительниц женского пола. Именно такой является Вера Железникова, ветеран Великой Отечественной войны, гвардии старший лейтенант и вдова командира артиллерийского полка 3-й истребительной бригады подполковника Николая Железникова.

Чужой славой пользоваться не могу…

С Верой Петровной мы познакомились в поселке Поныри, куда женщина была приглашена на открытие Мемориала Героям Северного фаса Курской дуги. Несмотря на довольно преклонный возраст, а Вере Железниковой уже за девяносто, она приехала в этот небольшой поселок Курской области, потому что иначе поступить просто не могла - ведь здесь семьдесят лет назад воевал ее супруг. 

- Я в боевых действиях на Курской дуге не принимала участия, поэтому чужой славой пользоваться не могу. А вот о Николае Владимировиче своем расскажу, - именно с этих слов Вера Петровна начала со мной разговор.

Николай Железников, гвардии подполковник, в июле 1943 года был командиром полка той самой 3-й бригады, в состав которой входило семь батарей, в том числе и знаменитая первая под командованием гвардии капитана Георгия Игишева. 

Известна она тем, что встретила первый и особенно тяжелый удар врага в Курской битве в районе Тепловских высот и не отдала, несмотря на все его усилия, даже клочка поныровской земли. 

- А вы знаете, что Георгий Игишев был сиротой, - вдруг замечает моя собеседница, - он воспитывался в детском доме. 

Впоследствии одно из сел близ Тепловских высот - Самодуровку -  назовут в честь капитана Игишева. К слову, историки  долгое время считали, что батарея Георгия Игишева полностью погибла в этой битве. Каково же было удивление поныровцев, когда в один из Дней Победы в поселок приехал Андрей Пузиков - наводчик орудия, единственный выживший из всей батареи боец. 

- Представляете, у игишевцев целой осталась только одна пушка - со сбитым прицелом и без колеса, - рассказывает женщина, - и Андрей Пузиков подставил вместо него снарядный ящик и таким орудием подбил еще два танка.

По рассказам Веры Петровны, три дня - с 5 по 8 июля - когда шли самые напряженные бои, ее супруг не покидал наблюдательного пункта ни на минуту. Он не только руководил боем, но и вдохновлял солдат своим примером. 

- Он часто вспоминал, как перед началом битвы один из командиров батарей связался с ним и сообщил: "Танки идут!", - рассказывает Вера Петровна, - Николай переспросил: "Сколько?". А командир ответил: "Не могу сосчитать"… Вот какая сила была у немцев! Полк, которым мой супруг командовал, по сведениям историков, за три дня боев подбил более сотни танков, да каких - "Тигров" и "Фердинандов". 

Несправедливость

Как отмечает Вера Железникова, Николай Владимирович был очень интеллигентным человеком и предпочитал оставаться в тени. Бойцы очень любили и уважали своего командира. Она до сих пор хранит небольшой клочок бумаги, на котором еще на фронте один боец посвятил ее мужу стихи.

- Вам наверняка знакомо имя командира 3-й противотанковой бригады, в которую входил полк под командованием моего супруга, - полковника Вениамина Рукосуева, - рассказывает Вера Петровна, - ведь, как мне потом рассказывал мой муж, Вениамин Николаевич перед Курской битвой поклялся умереть вместе с бригадой, но с занимаемого рубежа не сойти ни на метр! Так что насмерть стояли абсолютно все в эти июльские дни, в том числе и мой Николай.

Вера Железникова также отметила, что дальнейший боевой путь 3-й противотанковой истребительной бригады не менее славный, ведь она получила не только звание Гвардейской, но и Брестско-Варшавской, Краснознаменной. Ей также были вручены три боевых ордена - Суворова, Кутузова, Александра Невского - все первой степени.

Правда, приехав в Поныри, Вера Железникова вместо чувства гордости за супруга испытала разочарование.

- Меня очень расстроила книжечка, которую нам вручила заместитель главы администрации Поныровского района, - рассказала женщина, - в ней очень подробно написано о батареях полка третьей бригады и их командирах, а о супруге моем, командире этого полка, нет ни слова. Искренне обидевшись, я вернула книгу назад. Ведь о нашем боевом подразделении даже сам Георгий Жуков сказал: "Если бы не мужество и не геройство 3-й бригады, то Курск снова был бы в руках врага!"

Несмотря на обиду, Вера Петровна привезла в Поныровский историко-мемориальный музей Курской битвы небольшой подарок - копию газеты "Известия" 1943 года, в которой подробно описаны боевые действия полка под командованием ее супруга.

Немного о личном

Чтобы как-то отвлечь Веру Петровну от грустных мыслей, задаю ей немного нескромный вопрос: "Как вы познакомились с Николаем Владимировичем?"

- Я закончила Ярославское интендантское училище и пришла к нему в полк, - рассказывает Вера Железникова, - он меня встретил, все рассказал. Так вот и познакомились. Сам он из Свердловской области - город Горький. 

Поженились они ближе к концу войны - 17 апреля 1945 года, когда Николай уже был командиром бригады. Свадьбы у четы Железниковых не было - просто поехали в отпуск и там расписались.

- Прожили мы душа в душу сорок один год и вырастили двоих детей - дочь и сына, - улыбаясь, рассказывает Вера Петровна, - кстати, сыну 19 июля исполнилось 60 лет. После войны супруг служил в центральной группе войск в Австрии - заместителем командующего артиллерией по боевой подготовке, там же и я продолжила свою службу.

И тут буквально в двух словах Вера Железникова обмолвилась о том, что она, оказывается, тоже воевала.

- Я принимала участие в боях за Сандомирский плацдарм в Польше, - рассказала Вера Петровна, - там меня тяжело ранили, была контужена. Уже находясь в госпитале, получила известие о том, что мне дали орден Красной Звезды. Позже я воевала в Карпатах и там тоже получила ранение.

Женщина также отметила, что в Поныри ее уговорили ехать дети, потому что очень любили отца.

- Дочка трудится в Москве - инженером-строителем в Метрострое, а сын - дипломат, сейчас работает в Лондоне. Вернувшись из Понырей, я отправлюсь к нему в гости, - рассказывает Вера Железникова.

Не так давно семья Железниковых пережила страшную трагедию - от рака крови умер один из внуков Веры Петровны - сын ее дочери.

- Я везу из Понырей очень ценный и трогательный подарок своим детям, - уже завершая беседу, сказала Вера Железникова, - наградной лист их отца - командира полка 3-й противотанковой истребительной бригады 2-й истребительной дивизии Николая Железникова. Отныне в нашей семье появилась новая реликвия.

Выписка из наградного листа

"Командир истребительного противотанкового артиллерийского полка подполковник Николай Железников в боях в районе сел Самодуровка и Теплое Курского направления отлично управлял и руководил боем, где полк уничтожил 74 танка, из них - 25 Т-6 и 49 Т-4, полк пехоты противника. Личный состав полка под руководством подполковника Железникова самоотверженно сражался, уничтожая танки, несмотря на превосходящие силы врага. Полк удержал оборону, измотав противника. 

Товарищ Железников все время боя находился в боевых порядках полка. Личным примером мужества и хладнокровия воодушевлял бойцов на подвиги. Достоин награждения орденом "Красное знамя". Документ датирован 10 июля 1943 года.

Помимо данной награды, у Николая Владимировича был также орден Красной Звезды и медаль "За отвагу".

Надежда Глазкова