Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Факелоносцы. 34 года спустя.

За всю свою многовековую историю столица Соловьиного края дважды принимала у себя один из главных Олимпийских символов - огонь. И пусть на короткий, но незабываемый промежуток времени Курск становился эпицентром олимпийских событий, приковывая к себе внимание всей страны. А представляете, что значит для человека двукратно удостоиться почетной миссии - несения факела с Олимпийским огнем? Наших героев в этом отношении можно считать уникальными, потому что судьба целых два раза предоставляла им такую редкую возможность - в 1980-м и спустя 34 года, в нынешнем 2014-м. Им и слово.

В СОКРОВИЩНИЦЕ ЛУЧШИХ ВОСПОМИНАНИЙ

- В 1980 году мне досталась одна из самых трудных дистанций. Бежать с факелом предстояло в гору. Мой участок проходил от теперешнего торгового дома «Сосновский», где раньше располагалось головное производство фабрики «Швея», находившейся в то время под моим руководством, до Красной площади. Согласитесь, достойный промежуток! – рассказывает Иван Семенович СТАРОДУБЦЕВ, мастер спорта СССР по велоспорту, пенсионер. – Очень хотел пробежать по нему и в этот раз. Тренировался на совесть! Выбирал вечернее время, когда на дорогах поменьше автотранспорта, надевал жилет со светоотражающими полосами, брал секундомер и вперед. Однако меня известили, что мой участок маршрута будет проходить по улице Радищева. Ну что ж, я обзвонил родственников и многочисленных знакомых, сориентировал их, и вдруг в самый канун Эстафеты мне говорят, что бежать я буду по улице Энгельса. Предупредить всех о внезапном изменении было просто физически невозможно, успел сказать только самым близким. Я был так удручен случившимся, что даже давление, которое у меня всегда в норме, поднялось. Непосредственно перед тем, как нести Олимпийский огонь, я сильно нервничал, не находя в толпе близких. Но неожиданно заприметил родные лица жены, сыновей, внуков. Они звали меня и махали руками. Я тут же воспрял духом и смог прочувствовать все великолепие происходящего. Меня встречали тепло и добродушно.

Несмотря на произошедший казус, Иван Семенович уверенно заявляет, что второй раз нести зажженный Олимпийским огнем факел было не менее трогательно и волнительно, чем в первый. Конечно, расстояние, преодоленное каждым факелоносецем 16 января, составило всего 300 метров, но зато, благодаря этому, участие в Эстафете приняло большее количество людей. 

- Очень здорово, что есть Олимпийское движение – оно сближает все народы. Во время проведения Эстафеты с нами в автобусе ехали американки, парень из Чечни, и не чувствовалось меж присутствующими никакой напряженности и натянутости. Общее расположение было благосклонным и дружелюбным. 

А что значит спорт для человека, которому за семьдесят, читающему без очков и имеющему превосходные показатели артериального давления, и говорить не стоит. Все потому, что никогда не бросал. И сегодня каждый день начинается с молитвы и спортивной зарядки - всегда на свежем воздухе. Зимой натирается снегом, ходит по двору собственного дома на лыжах, бегает минимум по 15 кругов, или три-четыре километра в общей сложности. Спортивные старания фиксирует в дневниках, которые приобщился вести еще со школьных времен, тех самых, когда товарищ Женя Минаков позвал его с собой в кружок велоспорта. Непросто давались болезненному от рождения Ивану Стародубцеву спортивные потуги, но в команду области попал и не раз победоносно отстаивал честь родного края на соревнованиях, а потом и вовсе выполнил норматив мастера спорта. Куда бы жизнь не заносила, с собой всегда был велосипед. И когда поступал в Московский институт легкой промышленности, в перерыве между вступительными экзаменами мчался во всю прыть навстречу ветру по Садовому кольцу; и в путешествии по Австралии, оставляя позади экзотические пейзажи самобытной природы; и сегодня – каждый выходной с коллегами по спортивному «цеху» велосипедные прогулки по 70 километров вне зависимости от времени года. 

- Курск во времена нашей молодости был велосипедной державой. Сборная Союза по велоспорту наполовину, если не больше, состояла из курян, - вспоминает Иван Семенович. – Ну а спорт спасал меня в периоды тяжелейших жизненных перипетий. 

Теперь в доме Ивана Семеновича бережно хранятся два факела - Олимпиады-80 и Олимпиады-2014. Они - ценные экспонаты в импровизированном «олимпийском» музее Стародубцева, где среди наград на стенах висят многочисленные фотографии, запечатлевшие и тот самый момент, когда Иван Семенович в далеком 80-м передавал огонь Валентине Ляховой, заслуженному мастеру спорта, экс-чемпионке Европы и мира в беге на 100 километров. На снимках и дружеские визиты в гостеприимный дом Стародубцевых почетных гостей - Александра Поветкина, Марии Бутырской. Здесь же совместные фото с корифеями велосипедного спорта, а также фотоотчеты с ежегодных встреч с бывшими работниками фабрики «Швея». Все это и многое другое, о чем не скажешь в двух словах, находится в памяти Ивана Семеновича - сокровищнице лучших воспоминаний. 

«ПАН СПОРТСМЕН»

Именно так сослуживцы именуют Юрия Николаевича ОРЛОВА, мастера спорта СССР по спортивному ориентированию. В школе он серьезно увлекался баскетболом. В студенческие годы занялся альпинизмом и получил первый разряд. Ему покорялись вершины Памира, Тянь-Шаня, Кавказа. Девять лет нелегких подъемов и спусков, за спиной многокилометровые походы и самая высокая точка - в пять тысяч километров над уровнем моря. На  пути альпиниста - отвесные скалы, ледники, природа противится человеческому присутствию, нагромождая препятствия и опасности, но игра стоит свеч. Это понимаешь, когда оказываешься там, на вершине, и весь мир как на ладони. Разве такое можно облечь в достойную словесную форму? Когда появилась семья, риск восхождения перестал быть оправданным, и новой страстью стало спортивное ориентирование. 

Философия Юрия Орлова проста – здоровый образ жизни. Ее он привил трем сыновьям, а теперь и внуку. 

Спорт, занявший в жизни Юрия Николаевича столь существенное место, ответил ему «взаимностью» не только в качестве наград, хранящихся дома в почетном «красном углу», но и правом стать частью выдающейся спортивной истории. Он дважды был участником Эстафеты Олимпийского огня. По следам своих далеких и недавних воспоминаний Юрий Орлов повел и нас:

- Незабываемы были события Олимпиады-80. По всей стране чувствовался такой эмоциональный подъем! Тогда отбор факелоносцев производился исключительно из спортсменов. Факел нам предстояло нести от границы Курской области с Украиной до Орловской, то есть Эстафета проходила в течение двух суток. О том, что я приобщаюсь к этому грандиозному спортивному событию, узнал за три месяца до его начала, и пошли регулярные тренировки. Мы бегали по маршруту Эстафеты с макетом факела в определенном темпе. Отсев претендентов шел колоссальный. Когда же окончательно был произведен строгий, но справедливый отбор, за двое суток до Эстафеты нас поселили в гостиницу «Курск» (ныне - «Центральная»). Условия были жесткими - по собственному желанию нельзя было никуда отлучаться. 

Поскольку Эстафета заняла два дня, то Олимпийский огонь «ночевал» в нашем городе. В день его прибытия был организован великолепный праздник на стадионе «Трудовые резервы». 

Я нес огонь на следующий день к границе с Орловской областью. До сих пор помню свое волнение. Колонну возглавляла машина с «мигалками» начальника областного УВД. За нею следовали автомобили сопровождения и охраны. С двух сторон дороги через каждые пятьсот метров стояли военнослужащие, отдававшие честь Олимпийскому огню. Из окрестных деревень к нам подбегали улыбающиеся люди, поздравляли и дарили букеты полевых цветов. Потом состоялась встреча всех факелоносцев на границе с Орловской областью. Музыка, концерты, вручение грамот - составляющие этого яркого и знаменательного события. Какими же гордыми и счастливыми мы возвращались в Курск, с «боевыми» факелами в руках и в форме японской фирмы «Mizuno». 

Стать участником Эстафеты во второй раз оказалось также непросто, однако организация была спланирована совершенно иным образом. Об утверждении своей кандидатуры в списках факелоносцев я узнал в октябре. Разумеется, известие стало для меня невероятно радостным, и для моей семьи это был настоящий праздник – еще больший в день самой Эстафеты, но некая аура таинственности вокруг грядущего события вносила некоторое напряжение в мой настрой. Ведь Эстафете не предшествовали какие-либо тренировки, да и наверняка я ничего не знал, кроме того, что бежать буду. 31 декабря меня проинформировали о месте и времени сбора. Не более того. 

Мой участок на сей раз находился в черте города в районе КЗТЗ. Было очень приятно видеть в числе зрителей родных, друзей, знакомых, коллег. Остальные созерцатели Эстафеты проявляли к происходящему большой интерес, стремились пообщаться и сфотографироваться. Все были настроены позитивно. 

На следующий день по многочисленным просьбам коллег привез на работу выданную всем факелоносцам спортивной форму с сочинской символикой и факел. Началась настоящая фотосессия! Кстати, до сих пор вожу с собой в машине эти атрибуты, еще не все знакомые успели их «опробовать», - смеется Юрий Николаевич. – Всей семьей ждем начала самой Олимпиады, у нас никто к спорту не относится равнодушно. Попутно скажу об интересном факте, который обнаружил для себя: 34 года назад в Москве проходили XXII летние Олимпийские игры. И вторые в истории России Олимпийские игры тоже стали XXII-ми, только уже зимними. Любопытное совпадение!