Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Один день из жизни курского водителя

Выход из дома в пять утра. Под фонарем искрится снег. Двадцатиградусный мороз сразу даже не чувствуется. Тишина и сумрачные силуэты деревьев во дворе создают впечатление каких-то декораций. На протоптанной дорожке, за ночь припорошенной снегом, появляются первые следы - твои. Где-то на юго-западе небосклона повисла убывающая луна.

Так начинается обычное зимнее утро обычного курского водителя. Поспать подольше никак нельзя. Выезд автобуса из гаража запланирован на 5.53. Ровно в это время автобус ЛиАЗ отправляется по маршруту №4 "Площадь Перекальского - улица Светлая". А вместе с ним, а точнее - в нем, на улицу Карла Маркса выезжаю и я.

На маршруте три автобуса. За день каждый из них совершает по 28 рейсов с двумя перерывами. За 11 часов 35 минут они проезжают 183 километра. От площади Перекальского до конечной остановки на улице Светлой автобус доезжает за 40 минут.

Водитель Алексей Ильич Дубинин работает в ПАТП три года. Он подполковник запаса. Служил в Калининградской области, в Германии, в Улан-Удэ, Чите, Алтайском крае, Иркутской области.

- В последний отпуск перед увольнением в запас получил категорию D, подумал - вдруг пригодится, - объясняет он, как стал водителем. - Предложили квартиру в Курске. Я согласился. Люди здесь хорошие, климат тоже нормальный. В Калининграде слишком влажно. В Сибири зимой чересчур холодно. Курск понравился сразу и мне и моей семье. Город зеленый, хороший. Стал искать работу, выяснил, что требуются водители. Сначала хотел пойти работать в частную структуру, но потом решил устроиться в ПАТП. Коллектив хороший, с начальником повезло. В работе, конечно, есть свои нюансы. Дорога есть дорога, тут не угадаешь. Но любую работу делать надо. Надо бабушек возить - Родину защищать.

Сворачивая с улицы Карла Маркса, мы попадаем на извилистую дорогу, почти что серпантин. Но дорога очищена от снега, посыпана песком, так что проблем не возникает. На конечной - улица Светлая - в автобус садятся жители Поповки, едущие на работу.

Утренние рейсы - самые насыщенные. Взрослые едут на работу, школьники и студенты - на занятия. Затем наступает затишье на несколько рейсов, пока бабушки и дедушки проснутся. В 10-11 часов наступает время пенсионеров - кто на рынок едет, кто в поликлинику.  

Екатерина Игоревна Храмцова уже пятый год работает кондуктором.

- Вначале думала - поработаю чуть-чуть, пока не найду другую работу. А потом прижилась, - рассказывает она. - Работа не тяжелая. На других маршрутах больше людей. А у нас тут все свои, это родной наш маршрут. И его никак нельзя срывать. Если автобус ломается, нам дают другой, потому что люди будут возмущаться, что им не на чем ехать. Льготники ведь неохотно пользуются коммерческим транспортом.

Сейчас кондуктор выдает пассажирам кассовый чек, а не талончик, как раньше. Турникеты, уже установленные в автобусе, еще не работают. Попытки начать их эксплуатацию пока не увенчались успехом. Пассажиры цеплялись за турникеты, рвали шубы и, естественно, были крайне недовольны. Мамы с колясками вообще лишились возможности попасть в транспорт. К тому же люди с трудом привыкают к новшествам. Не готовят заранее транспортные карты, долго их ищут, создавая заторы.

Главным препятствием на пути движения автобуса становятся пробки. Часы пик, в которые основная масса граждан едет на работу и обратно, - сплошная головная боль для водителей. Утром пробки начинаются уже с полвосьмого - все едут в центр. Особенно тяжело автобусу № 4 преодолеть перекресток улиц Карла Маркса и Кавказской.

Автобус перевозит не только льготников, хотя они и составляют большую часть клиентов муниципального транспорта. Прибыль должна приносить оплата проезда пассажирами, не имеющими льгот. И тут в дело вмешиваются конкуренты. По тому же маршруту едут пять пазиков, три "газели", форд и хендай. Коммерческий транспорт стремится обогнать муниципальный, опережая его на несколько минут. Тогда им удается собрать всех нельготных пассажиров. Автобус выигрывает только за счет своей большой вместимости. Так что выполнить план - собрать за день около трех тысяч рублей - кондуктору удается редко. Чаще всего они недобирают рублей 500-600, а то и тысячу, особенно по выходным.

Порой получается, что автобусы и маршрутки идут буквально друг за другом. "Они жмутся к нашим графикам", - говорит водитель Алексей Ильич. Для пассажиров это неудобно - если вовремя не подоспел к потоку автобусов и маршруток, потом придется долго ждать.

Учет льготных пассажиров ведется с помощью переносного терминала. Екатерина прикладывает его к "корочкам" пассажиров. В основном они уже все-таки привыкли предъявлять проездной и возмущаются редко. Если, как положено, заработают турникеты, кондукторы будут вообще не нужны. Но пока это кажется чересчур далекой перспективой.

Некоторые пассажиры здороваются с кондуктором и водителем. Иные даже зовут его по-свойски, Ильичем. Однако и возмутиться в случае чего не забывают. Льготники, покупая транспортные карты, фактически не оплачивают полную стоимость проезда.

- Казалось бы, везут тебя за полцены - сиди, молчи, - считает водитель. - Но куда там. Как только притормозил резко - сразу возмущения. Стараешься, конечно, аккуратно ехать. Но если подрезал кто или на дорогу выбежал - что сделаешь?

На остановке стоит легковой автомобиль со включенными габаритными огнями. Может быть, и сломался. Но зачастую водители делают так, чтобы просто ненадолго остановиться в неположенном месте. В любом случае - на остановке уже не поместятся два больших автобуса.

- Это особенности нашего города, - поясняет Алексей Ильич. - Пассажиры привыкли стоять в начале остановки, и водители тоже останавливаются в начале, тут же преграждая путь другому транспорту. Печально, что у нас такое неуважительное отношение друг к другу.

Выезжаем на третий круг.

- А вот сейчас мы будем везти детишек в школу, - анонсирует кондуктор  Екатерина.

За пару минут до нас проехала "газель". Автобус идет практически пустой.

- Мне по долгу службы пришлось во многих городах побывать, - вспоминает Алексей Ильич. - Могу сказать, что в Курске более-менее вежливые водители. Когда перестраиваешься, могут тебе дорогу уступить. Одно вот только меня удивляет: очень многие водители не включают указатели поворота. В автошколах их, что ли, этому не учат?

Днем пробки возникают из-за аварий. На место ДТП сотрудники ГИБДД приезжают порой только минут через 30.

- Подчас успеваешь два круга сделать, а с ДТП еще не разобрались. Как тут пробкам не образоваться? - задает риторический вопрос Алексей Ильич.

Постоянные виновники пробок - припаркованные автомобили. Наши водители грешат тем, что ставят свои автомобили даже там, где стоянка запрещена. Пропускная способность улиц уменьшается в два раза.

- Около остановки Никитская надо бы поставить знак "стоянка запрещена", - предлагает Алексей Ильич. - Там сходятся все потоки с Радищева, Карла Маркса, Димитрова, Ямской. Автобус не может проехать. Транспорта становится все больше и проблем, соответственно, тоже больше. Но так хочется, чтобы наш город был очень хорошим.

С пяти вечера и до половины седьмого - вечерний час пик, люди разъезжаются домой, и мы опять "застреваем".

- В Москве есть хорошая практика регулировки светофоров, - говорит Алексей Ильич, держа руки на руле и задумчиво глядя на красные огни стоящих впереди машин. - Когда в режиме реального времени отслеживается поток машин, можно координировать и работу светофоров. Это могло бы помочь разгрузить проезжую часть. Сейчас большие морозы, машин стало меньше. Многие люди не выезжают на своем транспорте, так что еще ничего. Вот перед новым годом был большой наплыв машин в районе Северного рынка, Перекальского. Огромные пробки возникали.

На светофоре загорается зеленый, и наш ЛиАЗ трогается с места. Мы продолжаем пробираться сквозь загруженную улицу, возвращая жителей Поповки домой. Скоро завершится и наш рабочий день. Алексей Ильич и Екатерина тоже отправятся по домам. Надо выспаться, ведь завтра снова нужно будет вести "наших родных пассажиров".