Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Немного о Пряжевском чуде

Вот уже несколько недель в нашем городе находится Чудотворная икона Божией Матери Пряжевская. По благочестивой традиции святыня, прибывшая из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, что располагается под Суджей, обходит храмы города Курска. А что известно об этом довольно древнем чудотворном образе? Как оказалось, его история столь же чудесна, как, собственно, и он сам…

Обретение

Сколько лет самому образу, говорить очень сложно, ведь когда Пряжевская икона была найдена живописцем Иваном Белым, она уже была очень древней. Есть предположение, что ей более трехсот лет. Любопытно еще одно - образ был написан на полотне, а не на дереве, как это обычно было принято.

"Ивану Белому было открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви, и тщательно обновил ее, оставив неприкосновенными лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца", - писал об обретении святыни игумен Нестор в 1862 году.

Дело в том, что история Пряжевской иконы неразрывно связана со Свято-Николаевским монастырем, что находится в селе Горнали Суджанского района Курской области, основанным в 1671 году. Именно там всегда и находилась святыня. А однажды случилось так, что Пряжевская икона буквально спасла обитель.

В 1785 году монастырь закрыли и по неизвестной причине превратили в приход. Но, видимо, Богу и Царице Небесной было неугодно, чтобы иноческие молитвы смолкли в стенах обители.

Суджанскому купцу Косьме Купрееву, страдавшему от тяжелого недуга, постоянно снился сон, где ему открывалось свыше, что для исцеления от болезни нужно отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить молебен перед иконой Божией Матери. Косьма решил, что если сон сбудется и он выздоровеет, то изготовит для образа богатую ризу и будет хлопотать об открытии обители.

Косьма Купреев действительно исцелился и не просто открыл монастырь, а стал его насельником вместе с двумя своими сыновьями.

Еще одно чудо, связанное с иконой Божией Матери Пряжевская, совершилось уже после закрытия обители большевиками в 1937 году. Монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади.

Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон.

Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения.

Кстати, Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Новая история чудотворного образа началась в 1996 году, когда при инвентаризации в Свято-Троицком Суджанском храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская, нашли несовпадение лика и ризы, закрывающей его. В это время в храм пришла престарелая прихожанка, которая и рассказала настоятелю о потерянной чудотворной иконе.

Чуть позже возобновились и традиционные крестные ходы с Пряжевской иконой.

Царица Небесная объединяет нас

С 1867 года икону стали переносить крестным ходом в город Мирополье, причем событие свершалось всегда в Праздник Вознесения Господня. Ход был посвящен спасению царя Александра II при покушении на него в Париже. Икона находилась в Мирополье до праздника Святой Троицы. Чуть позже, в память о спасении Августейшего семейства при крушении поезда, стал совершаться второй крестный ход - в город Суджу. От Успения до Рождества Пресвятой Богородицы икону обносили по всем селам и слободам уезда.

Традицию крестного хода с иконой Божией Матери Пряжевская возродили в 2002 году. Верующие идут в город Мирополье Сумской области, минуя государственную границу, восемь километров, затем после совершения молебна и трапезы возвращаются назад в Горналь. Люди идут шестнадцать километров по бездорожью в любую погоду и славят Царицу Небесную! Кстати, подобный ход через границу - единственный в России и Украине.

- Помню, когда мы подошли к границе, все присутствующие - и участники крестного хода, и пограничники - напряглись, ожидая, какова будет процедура пропуска. Только владыка Ювеналий продолжал идти, не обращая ни на кого внимания. Все пошли за ним, и нас никто не остановил, так было и все последующие ходы, - рассказал игумен Питирим, наместник Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря.

Согласно статистике пограничных служб, в крестном ходе принимает участие более шести тысяч паломников, и цифра эта с каждым годом растет!

- Это невозможно описать словами, - рассказывает о своих впечатлениях от хода его постоянный участник Сергей Скатов, - когда мы подходим к границе, то видим, что все верующие на той стороне стоят на коленях - именно так они встречают Царицу Небесную. И в этот момент понимаешь, как Богородица нас объединяет. Люди могут поставить тысячи преград, кордонов, но это все равно не разделит их, если Богу не угодно.

Мужчина также рассказал о встрече паломников на украинской земле. Зная о том, что люди шли по бездорожью, в жаркую погоду, практически из каждого дома выносят воду, а некоторые  даже запрягают лошадей и на повозках подвозят особенно уставших верующих.

- Как-то был проливной дождь, - рассказала Людмила, еще одна участница крестного хода, - но все люди имели такой духовный подъем, что эти неудобства никем не воспринимались всерьез, несмотря на то, что дорога под ногами превратилась в грязь и было холодно. Богородица всем обильно излучала свою благодать, покрывала всех нуждающихся и дарила несказанную радость. Мы шли с Матерью Нашего Господа, чтобы чтить Ее чудотворный образ, и Она щедро награждала нас. На душе было светло и радостно, хотелось, чтобы крестный ход подольше не заканчивался.

И Достоевский видел ее!

Любопытно еще и то, что Свято-Николаевский монастырь, благодаря трудолюбию его насельников, в лучшие времена был довольно известным. При нем существовали известковый и кирпичный заводы (обитель находится буквально на меловых горах), сады, бахчи. Более того, в восемнадцатом веке в Николин день в монастыре проходила ярмарка!

Есть еще один интересный факт, связанный с монастырем. В 1878 году его посещал сам Федор Достоевский. Федор Михайлович в это время проживал в имении своей сестры, которое располагалось неподалеку. Более того, впечатления от бесед с монахами великий русский писатель увековечил в своем знаменитом романе "Братья Карамазовы".

Безусловно, Федор Достоевский не мог не приложиться к Пряжевской иконе Божией Матери!

По молитвам перед образом…

Доподлинно известно, что притекающие с верой к святыне получают исцеление от болезней ног, позвоночника, бесплодия и женских недугов.

Помогала Пряжевская икона и в дни, когда села Суджанского района охватила эпидемия холеры. Монахи привозили образ и совершали крестные ходы вокруг деревень, и болезнь отступала.

Известны случаи, когда усердные молитвы перед чудотворным образом помогали людям победить рак.

Заключая, отметим, что Пряжевская икона будет пребывать в Курске до 16 декабря, и узнать, в какой церкви она находится, можно в любом из храмов областного центра.